21 Апр Восемь элементов церковного богослужения – 1
«Церковное богослужение – 8- емь элементов поклонения»
Цель проповеди: (1) Разъяснить все элементы поклонения на богослужении. (2) Призвать христиан поклоняться Богу посредством каждого элемента богослужения.
Введение
1. Серия проповедей о поклонении проистекает из нашего изучения послания Ефесянам.
Еф.5:17-21
2. Что такое поклонение?
3. Поклонение сердца – суть истинного христианства
4. Истинное поклонение охватывает всю жизнь человека.
Когда мы понимаем эти истины о поклонении, то в сердце возникает вопрос: «Где же мне найти силы и огонь для истинного поклонения Богу? Где найти огонь для любви к Богу? Где найти силы для моей души, которой временами тяжело слушаться Бога, а временами она в тупике или опустошена до предела?”
5. Источники рождающие поклонение сердца.
Первый источник – Личное общение с Богом посредством изучения Библии и молитвы.
Второй источник, рождающий поклонение – это церковное богослужение!
Мы изучили библейское учение о важности богослужения.
Но бывает, что люди не получают живительной влаги поклонения от богослужения. Для некоторых христиан богослужение не является источником живой воды, рождающей поклонение.
Для таких христиан, богослужение скорее религиозный ритуал или место социальных связей (встречь).
Может быть 2-е причины почему богослужение становиться сухим:
1-я причина может быть в не качественности богослужения. Те кто подготавливает и служит на богослужении могут делать это небрежно.
“Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови”! (Иер 48:10)
Служители, служащие на богослужение народу Божьему, должны делать это со всем усердием, трепетом и осознавая высокую отвественность.
2-я причина не влиятельности богослужения заключена в том, что христианин не верно относиться (проживает) различные элементы богослужения и поэтому он не получают от них благодать поклонения.
Поэтому мы изучаем 8- мь элементов из которых состоит богослужение, чтобы научиться верно проживать каждый из них, чтобы сердце наполнялось благодатью поклонения.
8-мь элементов поклонения церковного богослужения.
1. Фокус на Боге.
1. Очищение сердца (покаяние)
2. Освобождение от cуеты
3. Фокус на Боге
2. Верность в деталях.
6 деталей:
1. Мудро провести вечер субботы и вовремя лечь спать.
2. Одеться, соответственно богослужения.
3. Не опоздывать на начало богослужения.
4. Не шуметь на богослужении, чтобы не отвлекать других от Бога.
5. Не отвелекаться самому от сути богослужения.
6. Проживите все на богослужение сердцем (проповедь, пение, молитвы, свидетельства, информацию о жизни церкви, нужды).
3. Проповедь.
Проповедь является главнейшым элемнтом богослужения! Т.к. именно Слово Божье порождает перемены в сердце человека, ведет его к покаянию и покорности Божьей воле. Именно Слово Божье и только Слово Божье способно показать человеку Бога в Его Славе!
Именно Слово является самым мощным источником рождающим поклонение сердца!
Поэтому и проповедь, т.е. разъснение Слова, должна являтся центром богослужения.
Так же как Слово должно быть центром личного общения с Богом и центром общения христиан в домашней группе, в личном наставничестве и т.д.
А отсюда и природа проповеди рождается! Проповедь должна быть разъясняющей текст Библии, ибо только в Библии Слово Божье, а значит и сила.
Проповедь будет более и более слабеющей, чем дальше проповедник отходит от разъяснения текстов Библии.
В книге Неемии описано очень важное богослужение, которое было призвано исполнить колосальную роль – востановление поклонения Богу в вернувшемся из вавилонского плена народе. Задача эта была крайне сложной. Неемия и Ездра стояли перед ней, как алпинисты перед горой Эверест.
Чтобы решить такую сверхъестественную задачу необходимо было воспользоваться сверхъестественным по мощи инструментом. И поэтому это богослужение было полностью посвящено проповедованию Слова Божьего!!!
Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;
и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона.
Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.
И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.
И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли.
Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте.
И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.
(Неем 8:1-8)
В служении Павла мы видим такое же центральной место проповеди Слова Божьего.
Деян. 20:17-32
17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
19. работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20. как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,
21. возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
22. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
23. только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
24. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
25. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.
26. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
27. ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
Джон Стотт “Я верю в проповедь”, с.13-40
Богослужение Иисуса Христа под открытым небом:
И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много…
(Мк 6:35)
Итак, если мы хотим, чтобы наши сердца пламенели любовью к Богу, трепетали перед Ним, восхищались Им и имели силы подчиняться Ему мы не должны пренебрегать проповедью Слова Божьего!
Мы должны жаждать разъяснения Слова! Мы должны очень внимательно и щепетильно вслушиваться в разъяснение Слова, чтобы понять именно Слово Божье.
Мы должны приносить свою Библию и работать с ней во время проповеди. Мы должны конспектировать проповедь.
Мы должны молить Бога, чтобы нам понимать, как и где мы должны применять разъясненный текст в своем сердце и жизни! Мы должны умолять Бога о том, чтобы нам жить по Слову, услышанному в проповеди.
Проповедь на каждом богослужении должна стать вершиной нашего поклонения! Наше сердце должно наполниться поклонением Богу в течении проповеди и в пении лишь выразить это поклонение! И не наоборот!
Поклонение, прежде всего, рождается познанием Слова Божьего, подчинением ему, а не приятной атмосферой или любимыми мелодиями.
Поэтому мы должны внимательно слушать, следить за текстом в своей открытой Библии, деллать там пометки, записывать выводы и решения на полях или в отдельном блокноте, также нам необходимо обсуждать проповедь.
Если мы не доросли до того, чтобы работать во время проповеди с Словом и со своим сердцем, то мы теряем потрясающее благословение. И это говорит о том, что мы духовные младенцы в этом вопросе.
Если Слово действительно драгоценно для нас то мы будем использовать многие моменты, чтобы погрозиться в него и уж конечно мы будем серьезно относиться к воскресной часовой проповеди.
Также мы должны уважать тех, кто трудиться для нас в разъяснении Слова Божьего на богослужении, на домашней группе, в наставничестве или душепопечении, а также в простом христианском общении. Нам должно вкладываться в тех, кому Бог дал дар понимания и разъяснения Слова. Нам надо их освобождать от многих житейских забот, чтобы они послужили нам в самом главном.
Я жду, я мечтаю, когда бы в нашей церкви выросло много служителей, способных хорошо знать, глубоко проживать Слово Божье, а также способных хорошо и жертвенно разъяснять Слово другим христианам не только словами, но прежде всего своей жизнью (характером, словами, решениями, поступками)
Я мечтаю, чтобы наша Школа воспитала многих таких служителей. Я даже мечтаю, чтобы в Школе появилось уровень воспитывающий разъяснителей Библии.
4. Молитва.
Молитва это еще один важнейший элемент богослужения. Без молитвы богослужение является односторонним событием, где человек слышит и видит что-то, но не реагирует на это должным образом.
Молитва это дыхание богослужения.
Поэтому Иисус справедливо и праведно возмутился, когда увидел, что Храм наполнен не молитвой людей, а абсолютно другими устремлениями и делами.
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
(Мк 11:15-18)
Молитва это уникальное явление в духовной жизни. Молитва связывает сердце человека и сердце Бога. Молитва – это общение с Богом. Молитва – является прямой связью с Богом. Нет ничего подобного в христианстве, как молитва. При чем под молитвой подразумевается не только явная молитва вслух других людей, но и тихая молитва в мыслях человека и даже не оформленное в словах обращение (воздыхание) сердца к Богу.
*** Чтобы осознать ценность молитвы, просто представьте христианство без молитвы. Каким бы стало христианство без молитвы?
Исчезли бы личные отношения с живым Богом. Исчезли бы все псалмы из Библии. Исчезло бы утешение и подкрепление, которое мы обретаем в тихих беседах с Богом. Исчезли бы перемены жизни, которые Бог совершает в ответ на молитву.
Молитва – является тем самым каналом по которому в сердце приходит огонь поклонения Богу и она же является каналом по которому сердце являет свое поклонение Богу!
Молитва выражает веру человека, осознание присутствия Бога и cмирение перед Ним!
Песнь восхождения. К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
(Пс 122:1,2)
Чтобы богослужение было истинным поклонением Богу люди должны молитвенно устремлять свои сердца к Богу. Души должны говорить с Богом, они должны обращаться к Нему, искать Его. И происходить это должно не только во время общей совместной молитвы вслух. Молитва больше всего должна литься к Богу на протяжении всего богослужения, в каждом его моменте.
Истинно духовное богослужение, истинно живое, настоящее богуслужение это богослужение, которое переполненно молитвами сердец. Такое богослужение постоянно дышит молитвами людей!
Поэтому если мы хотим, чтобы наше поклонение Богу было живым, постоянным и пламенным, мы не можем пренебрегать молитвенным обращением к Богу. Мы должны устремлять свои сердца к Богу, реагируя на все, что происходит на богослужении и в нашем сердце.
1Фес5:17
“Непрестанно молитесь”.
Без молитвы на протяжении всего богослужения наше сердце не будет поклоняться! Т.к. оно не будет сосредоточено на Боге, не будет видеть Его восхитительную драгоценность, не сможет подчиняться Его Слову и т.д. и т.д.
5. Финансовое поклонение.
Еще один элемент поклонения на богослужении заключен в финансовых пожертвованиях.
Этим летом я учил о том, что Библия учит, что каждый христианин должен жертвовать финансы в церковь. Поэтому я не буду останавливаться на этом.
Я хочу подчеркнуть лишь элемент поклонения в финансовом служении. Финансовые пожертвования это не оплата услуг церкви, это не налог, это не побор. Финансовые пожертвования это привилегий поклонения Богу.
Финансовое пожертвование показывает, что Бог для человека дороже всех денег и что можно на них приобрести (вещи, комфорт, защищенность, статус и т.п.).
Чем более верен человек в этом вопросе, чем более он щедр, чем более он желает жертвовать тем больше он являет драгоценность, величие и прекрасность Бога, которому поклонятся.
(1Пар 29:1-22)
И сказал царь Давид всему собранию: Соломон, сын мой, которого одного избрал Бог, молод и малосилен, а дело сие велико, потому что не для человека здание сие, а для Господа Бога.
(это была концентрация на Боге)
Всеми силами я заготовил для дома Бога моего золото для золотых вещей и серебро для серебряных, и медь для медных, железо для железных, и дерева для деревянных, камни оникса и камни вставные, камни красивые и разноцветные, и всякие дорогие камни, и множество мрамора;
(финансовое пожертвование Давида было делом всей его жизни)
и еще по любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святого дома:
(Давид действительно поклонялся Богу в финансовом служении, он жаждал, чтобы дело Божье было обеспеченным всем необходимым и даже более того)
три тысячи талантов золота, золота Офирского, и семь тысяч талантов серебра чистого, для обложения стен в домах,
для каждой из золотых вещей, и для каждой из серебряных, и для всякого изделия рук художнических.
Не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа?
(Давид не только сам жертвовал, но считал, что это должны делать все поклонники Бога)
И стали жертвовать начальники семейств и начальники колен Израилевых, и начальники тысяч и сотен, и начальники над имениями царя.
И дали на устроение дома Божия пять тысяч талантов и десять тысяч драхм золота, и серебра десять тысяч талантов, и меди восемнадцать тысяч талантов, и железа сто тысяч талантов.
И у кого нашлись дорогие камни, те отдавали и их в сокровищницу дома Господня, на руки Иехиилу Герсонитянину.
(Лидеры народа первыми были усердны и ревностны в финансовом пожертвовании, т.к. их сердца были в правильно состоянии по отношению к Богу. Поэтому это были хорошие лидеры, отличные служители.)
И радовался народ усердию их, потому что они от всего сердца жертвовали Господу, также и царь Давид весьма радовался.
(Финансовое пожертвование не просто жертва, которую ты отрываешь от себя. Это и великая привилегия, которая рождает счастье поклонения Богу. Именно поэтому после пожертвований сердце Давида вспыхнуло молитвой поклонения драгоценнейшему Богу)
И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века!
Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.
И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое.
Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе,
потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного.
Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое.
Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.
Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе.
Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои, и исполнить все это и построить здание, для которого я сделал приготовление.
И сказал Давид всему собранию: благословите Господа Бога нашего. — И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю.
И принесли Господу жертвы, и вознесли всесожжения Господу, на другой после сего день: тысячу тельцов, тысячу овнов, тысячу агнцев с их возлияниями, и множество жертв от всего Израиля.
И ели и пили пред Господом в тот день, с великою радостью; и в другой раз воцарили Соломона, сына Давидова, и помазали пред Господом в правителя верховного, а Садока во священника.
(1Пар 29:1-22)
Абсолютно очевидно, что финансовое пожертвование это не побор в церкви (хотя так часто бывает). Финансовое служение является привилегией рождающей поклонение сердца. И если пожертвование делается с фокусом сердца на Боге, и если оно делается не от излишества, а при недостатке средств, то такое поклонение рождает большее и большее восхищение Богом!
2Кор. 8:1-9
1. Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2. ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4. они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5. и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
6. поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.
7. А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью.
8. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
Сердце жертвующее реальные финансы очищается. Такое сердце переориентируется с себя любимого на Бога более драгоценного чем я. В таком очищенном сердце Бог сияет более ярко, Он цениться таким сердцем более высоко и такое сердце больше любит Господа, а значит оно и более пламенно поклоняется Богу!!!
Исследуйте свое сердце, что в нем противиться жертвовать Богу материальные ценности. Боритесь с своим сердцем.
И пламенейте в этом элементе поклонения, проявляя, что Бог дороже вам чем деньги, что Он прекрасней чем комфорт, что Он величественнее чем материальная защищенность и что вы Его любите больше чем земные ценности.
6. Музыкальное поклонение.
Эту часть мы изучим подробно в следующих проповедях по этой серии! Я произнесу несколько проповедей именно по вопросу музыкального поклонения. Сегодня же мы лишь обозначим, что есть и такой элемнт поклонения на богослужении.
7. Служение друг другу.
Еще один элемент поклонения Богу это служение всех всем, служение друг другу!
Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Петр 4:7-11)
Служение другим людям, пришедшим на богослужение являет ваше действительное отношение к Богу и вашу реальную зрелость.
Любовь церкви, забота церкви, красота церкви зависит именно от вас. Любовь церкви создается людьми, которые на полнятся Богом и поэтому не требуют, не ожидают любви от людей и поэтому они идут и проявляют любовь к людям.
Церковь наполненная служением всех всем действительно показывает, что настолько велик и прекрасен, что Его одного достаточно для страдающей души и поэтому эта душа может отвергаться себя и являть любовь, заботу и служение Христа другим людям.
Формы служения другим:
1. Гостеприимство
2. Общение
3. Утешение
4. Наставление
5. Благовестие
6. Особенные служения воскресного собрания.
Фил.4:1
“Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные”.
Самопожертвенное служение людям является не только жертвой, ноги привилегией порождающей огонь поклонения Богу. Оно порождает невыразимую радость и счастье в Боге. Те кто ради Бога служат, устают в этом, тяжело трудятся в этом на полнятся близким знанием Бога, особой любовью к Богу и сверхъестественным счастьем в Христе.
8. Хлебопреломление.
Этот элемент поклонения мы изучаем раз в месяц пр. Каждом хлебопреломлении. Поэтому в этой проповеди я не буду останавливаться на нем. Просто нам важно осознать и запомнить, что хлебопреломление является очень уникальным элементом поклонения на богослужении.
Итог:
Пусть Бог поможет нам благословенно проживать каждый элемент богослужения, чтобы оно было оазисом напитывающим нашу душу пламенем поклонения и силой для праведной жизни.