Роль и ответственность взрослых в воспитании детей

Когда мы смотрим на деток мы конечно  же видим милых детей.
Но они не только милые, если быть более точными, они грешники, глубоко пораженные грехом, который каждый день их разрушает все больше и больше.

Аудио – Роль и ответственность взрослых в воспитании детей. Александр Скрипак

 

Общий план проповеди:

1. Вступление.

2. Что Бог говорит об ответственности родителей

3. “Идеальная картина” или какое влияние можно оказать на ребенка.

4. Какие препятствия стоят на пути у ребенка.

5. Может ли ребенок обрести спасение и мир с Богом и какова роль взрослых в этом процессе.

В С Т У П Л Е Н И Е    –   1

“Родители,

1.Родители, если вы не научите своих детей любить Бога, то дьявол научит их ненавидеть Бога;

2.Родители, если вы не научите детей хранить свой ум и сердце, дьявол научит их испортить как разум так и сердце;

3.Родители, если вы не научите своих детей слушать родителей и любого рода власть, мир научит их восставать против родителей и любого рода авторитетов;

4.Родители, если вы не научите ваших детей выбирать себе друзей, дьявол даст им своих друзей;

5.Родители, если вы не научите их контролировать свои похоти, дьявол научит как ублажать их похоти;

6.Если вы не научите их правильно относиться к деньгам, они, как блудный сын, бесцельно растратят все для пустых удовольствий;

7. Если вы не научите их любить своих ближних, то они будут любить только себя…”

8. Если вы не приведете ваших детей к спасению от ада через Христа, тогда есть огромная вероятность, что рано или поздно они окажутся в адских муках.

 

В С Т У П Л Е Н И Е  –  2

 

Когда мы смотрим на деток мы конечно  же видим милых детей.

Но они не только милые, если быть более точными, они грешники, глубоко пораженные грехом, который каждый день их разрушает все больше и больше.

 

Они грешники, которые мило выглядят. Если не остановить процесс разложения грехом, тогда эти маленькие грешники вырастут в больших грешников.

 

Эта проповедь важна для:

1.  Для молодых людей, у которых нет своих детей, но которые имеют доступ к разным детям и их родителям. Пожалуйста, научитесь Божьей воле и влияйте своими знаниями уже сегодня на свое окружение, тем самым вы будете готовиться и к своему отцовству и материнству.

2. Для молодых людей у которых есть дети, которые сегодня находятся в “мастерской” вашего влияния и созидания их жизней. Которые как “глина” перед горшечником открыта для любого рода влияния и направления, влияния, которое в любом случае оказывается, так как отсутствие влияния это тоже влияние.

3.  И эта проповедь важна для зрелых и пожилых людей, которые уже воспитали своих детей и уже казалосьбы не имею возможности принимать участие в сфере созидания жизней детей, так как их дети уже далеко от них.

 

Но Бог в Писании обращается к вам с такими словами в послании Титу 2:4-5:

 

«…чтобы вы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие».

 

Посвятите себя обучению в этой важной сфере, учитесь сами и иннициативно, в единстве с пасторами церкви учите молодежь божественному замыслу в сфере влияния и созидания детей. Так же у вас вероятнее всего есть внуки, к которым у вас есть доступ и уникальная возможность принять участие в спасении их души.

 

4. Эта проповедь важна для всех, кто совершаен служение в рамках церковного детского служения,чтобы вы могли быть едины между собой как команда служителей детского служения, а так же едины с пасторами церви и что очень важно, с родителями детей, которые разделили с вами ответственность и влияние на их детей.

5.  Эта проповедь особенно важна для служителей церкви всех уровней. Для людей, которые являются и должны быть образцом для паствы Христовой.

 

В 1 Тимофею 3:4-5 о пасторе сказано:

«…хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью [т. е. серьезностью, достоинством, святостью]; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

 

Точно так же, о дьяконах сказано:

«Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 3:12)

 

Что Бог говорит об ответственности родителей в отношении детей?

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.        (Втор.6:4-9)

 

вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.     (Еф.6:4)

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.   (Прит.22:6)

 

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.   (Прит.19:18)

Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.   (Прит.22:15)

 

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

(Прит.23:13,14)

 

Пример результатов воспитания из жизни Тимофея:

 

Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,

приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.

(2Тим.1:3-5)

 

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

(2Тим.3:10-17)

 

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, –

7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,

8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

(Пс.77:1-8)

 

«Идеальная картина»

или какое влияние можно оказать на ребенка.

 

Влияние первного уровня – ЗНАКОМСТВО

(Возраст приблизительно от 0 до 3 лет)

  1. Познакомить ребенка с  любовью во всех ее проявлениях.
  2. Познакомить  ребенка с  авторитетными лицами в его жизни.
  3. Сформировать понятие просить.
  4. Сформировать понятие ждать.
  5. Познакомить ребенка с понятием НЕТ и STOP!
  6. Познакомить ребенка с понятием “преступление и наказание”.
  7. Расширить кругозор ребенка, показать ему разнообразие мира и положение Бога во всем многообразии.
  8. Нучить ребенка благодарить.

 

Влияние второго уровня – ОБУЧЕНИЕ

 

(Возраст приблизительно от 4 до 6 лет)

1. Учить ребенка ясному, многогранному Библейскому учению.

2. Разъяснять ребенку на всех уровнях его жизни

 

«Что такое хорошо и что такое плохо?!» в глазах Бога живого.

 

3. Отвечать ребенку на вопрос: «Почему в это стоит верить и в соответствии с этим жить?»

4. Учить ребенка радоваться от послушания Богу и родителям.

5. Учить ребенка жертвовать собой ради послушания Богу и родителям.

 

Влияние третьего уровня – НАСТАВНИЧЕСТВО

 

(Возраст приблизительно от 7 лет и старше)

1. Больше и больше применения на практике того, в чем ребенок был наставлен. Особенно важно применение вне присутствия родитлей.

2. Способность наставлять самого себя, без родителей

3. Способность  наставлять других людей, объясняя и разъясняя истинное положение вещей.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ для ребенка.

Препятствие №1

 

Практическая жизнь каждого из родителей и состояние их брака.

 

Влияние на ребенка заключается не только в передаче Истины словами, но также в том, чтобы воплощать Истину в своей личной жизни, демонстрируя жизненную силу Истины и применение ее.

Когда родители объясняют истины Божьего Слова, у детей есть уникальная возможность наблюдать за их жизнью и делать вывод, действительно ли они всерьез верят в то, чему учат. Когда родители готовы не только объяснять Божью волю, но и жить по ней, их влияние на детей сильно возрастает.

Брак является прообразом взаимоотношений Христа и церкви, поэтому супружеские взаимоотношения между родителями очень важны. Действительно, помимо полной посвященности родителей Христу, здоровый Христоцентричный брак – это важнейшее условие для успешного воспитания детей.

 

Препятсвие №2

 

Отсутсвие качественного обучения детей.

 

Обучение ребенка должно быть качественное, постоянное, угодное Богу и на всех уровнях жизни ребенка:

  • В доме родителей
  • В церкви
  • В саду и школе
  • В гостях у родных
  • В поездках и путишествиях

Отсутствие качественного и постоянного обучения, лишают ребенка возможности учиться и здесь работает принцип:

 

«Если ребенка не научим мы, его научит система греха и похотей, где господствует князь века сего!»

 

Препятствие №3

 

Не возрождённая душа ребенка.

 

Может ли ребенок пережить рождение свыше и как это может произойти?

 

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо задать себе ряд вопросов и получить на них честные ответы:

1. В рождении свыше нуждаются только духовно мертвые и разделенные с Богом люди.

 

Ключевой вопрос:

 

“Является ли ваш ребенок таковым? В каком свете вы его видете?”

 

2. Является ли ваш ребенок грешником, жизнь которого наполнена:

 

  • Наполнена бунтом против Бога и всякого авторитета и власти

 

  • Наполнена эгоизмом (сбялюбием, жадностью, ненасытностью, раздражением и злостью)

 

  • Наполнена самоспасением, себялюбием, самопоклонением, самоутверждением.

3. Насколько для вас и вашего ребенка актуальна нужда в спасении от того состояния и тенденций в которых находится ребенок?

4. Признаетесь ли вы и ваш ребенок в этом Богу в молитвах и прошениях к Нему, ясно формулируя суть проблемы и нужды?

5. Знаете ли вы и ваш ребенок как именно человек может иметь мир с Богом? Посредством чего он может востановить, преодолеть непреодолимую пропасть между Богом и человеком?

6. Знаете ли вы и ваш ребенок роль Иисуса Христа в примирении Бога и человека?

7. Знаете ли вы хотябы один путь, как привести ребенка к нужде во Христе Спасителе, Который в свою очередь приведет вашего ребенка к Богу Отцу и Его Царство Небесное?

 

Итог: “Да, может родиться свыше, если…”

Роль Ветхого Завета в формировании спасительной веры современного ребенка.

На тему ветхозаветного закона написано много. Богословы долго рассуждали о цели, характере и роли, которую он должен играть в жизни новозаветных святых. Мы знаем, что Иисус пришел не чтобы «нарушить закон, но исполнить» (Матф. 5:17). Объяснить, как закон относится к современным христианам и особенно к детям, важная и сложная задача.

Библия говорит, что Божий закон полезен в двух отношениях.

Во-первых, в горизонтальном отношении, это касается отношений между людьми.

В горизонтальном отношении закон дает нормы поведения, чтобы в обществе не было путаницы и беспорядка. Когда люди решают повиноваться таким Божьим повелениям как не завидовать, не красть, не лгать, не грешить сексуально, не убивать, тогда общество процветает. В городах становятся безопаснее, а в домах – меньше суматохи. Короче говоря, когда соблюдается Божий закон (и отдельные законы), жизнь общества становиться лучше.

Во-вторых, закон важен в вертикальном отношении, важен тем, что он указывает на Христа Спасителя.

Как Закон Ветхого Завета указывает на Христа?

Несмотря на интенсивность или силу, с которой человек пытается в совершенстве исполнить Божий закон, он терпит неудачу. Так всегда было, и так всегда будет. Каждая неудача, таким образом, служит человеку напоминанием, что он падший, и в спасении он абсолютно зависит от Бога.

Возникающее время от времени нежелание повиноваться Божьему закону, лишь частичное послушание, непослушание с хорошими мотивами или вообще непослушание – все это проявления греховной природы.

Бог требует совершенного послушания Его закону (Матф. 5:48, 1 Пет. 1:16), и все же, человек не может достигнуть такого послушания (Иак. 2:10). Следовательно, закон становиться проклятием (Гал. 3:10-13).

 

Итак, каким же должен быть конечный результат этого процесса? Какова конечная цель такого закона, который не может быть в совершенстве исполнен?

Ответ: Бог предназначил закон не для того, чтобы побуждать человека к тщетным попыткам достичь совершенства, а чтобы он был детоводителем (Гал. 3:19-24).

Закон, как божественный учитель, ведет грешника к покаянию и осознанию потребности в милости Бога.

Закон, таким образом, подобен зеркалу: оно показывает человеку грязь на его лице, но не может смыть ее. Благодать Божья открывшаяся в Иисусе Христе – это  единственная надежда для всякого грешника в том числе и для ребенка.

Чем больше человек, не имеющий спасения, пытается жить согласно Божьим требованиям, тем больше он ощущает, что у него нет никакой надежды. Для находящихся в таком безнадежном состоянии евангелие, говорящее о прощении во Христе, сильно дать надежду. Христос умер на кресте, чтобы сполна заплатить за грех, и Он воскрес, чтобы подтвердить Свою победу над грехом и смертью. Благодаря заместительной жертве Христа Бог предлагает прощение тем, кто раскаивается в своих греховных попытках добиться праведности собственными усилиями, кто желает подчиниться господству Христа в их жизни.

Прощение – единственная надежда человека, и закон нужен, чтобы сделать эту истину абсолютно очевидной (Рим. 4:1-8). В таком случае, закон становится благословением ведущим от отчаяния к надежде.

 

Как это связано с воспитанием детей?

Можно провести полезную аналогию между целью закона и предназначением многих повседневных действий, связанных с воспитанием детей. Однако, прежде чем обсуждать эту аналогию, сначала обратить внимание на грубую ошибку, которую допускают многие родители.

Так легко попасть в ловушку и думать, что правила, ограничения, указания, поощрение, наказание, наставление и обучение нужны только для того, чтобы добиться от ребенка определенного поведения.

Разумеется, все эти приемы необходимы при воспитании детей, и важно, чтобы дети поступали правильно.

Когда дети повинуются своим родителям, тогда не просто будет меньше беспорядка в доме, но будет польза и для общества в целом, когда из детей вырастут ответственные взрослые.

Родители несут ответственность, за наличие этой горизонтальной составляющей в доме. Они на самом деле могут «наставлять» ребенка и быть уверены, что если он научится мудрому образу жизни, то «не уклонится от него, когда и состарится»

Однако, у многих родителей, которые довольствуются лишь тем, что учат своих детей, как вести себя, возникают проблемы. Например, если родители получают похвалу за то, как хорошо ведут себя их дети, они склонны думать, что выполнили свой долг. Некоторые родители даже думают, что их ребенок возрожден, только потому, что он ведет себя хорошо. На самом деле, это может оказаться всего лишь законничеством.

Но родительское воспитание и наказание НЕ сводится только к подчинению поведения ребенка определенным внешним нормам. Напротив, родители должны быть обеспокоены, если их дети удовлетворены просто знанием того, что они послушны. Родительские правила, наказание и обучение действительно помогают ребенку вести себя правильно, но они предназначены для более величественной цели. Как закон Ветхого Завета был детоводителем, чтобы привести людей к осознанию их потребности в Спасителе, так и каждый аспект воспитания детей служит той же цели.

Таким образом, роль родителей как благовестников – наиболее важная (Втор. 6:6-9). Но благовествовать своему ребенку – это больше, чем объяснить содержание евангелия в определенный момент времени. Поскольку ваш ребенок не может исполнять все, что от него требуется, какого бы уровня внешнего соответствия он ни достиг, у вас будут особенно благоприятные возможности для благовестия, когда он нарушает правила поступком или отношением. Даже если он послушен, все же остается вопрос о побуждениях сердца.

Почему он послушен? Каковы его желания и мысли, когда от него требуется послушание? Эгоизм и гордость могут быть очень хорошо скрыты (Иер. 17:9-10; Прит. 4:23). Любые мотивы, кроме угождения Богу, неприемлемы.

Да, вы должны учить своего ребенка жить мудро. Да, ваши родительские усилия могут помочь ему стать ответственным взрослым. Однако, огромнейшая ваша привилегия как родителя, состоит в том, что Бог употребляет вас, чтобы привести вашего ребенка к осознанию его порочности и потребности в прощении.

Никогда не забывайте о вертикальных последствиях воспитания детей. Вы должны использовать неспособность вашего ребенка к постоянному сердечному послушанию, чтобы объяснить ему, что он нуждается в Спасителе, в божественной благодати и силе, чтобы жить святой жизнью (Рим. 3:23-24; 6:23; Еф. 2:1-10).

Таким образом вы исполните свое предназначение – быть верным орудием в Божьих руках для воспитания ваших детей согласно библейской истине.

Когда ребенок совершает проступок, многие родители расстраиваются. Обычно это вызвано эгоистическими ожиданиями родителей.

Например, они хотят, чтобы ребенок перестал причинять им неудобство, или хотят произвести впечатление на других послушанием своего ребенка.

Но проступок – это повод для благовестия. Ваш ребенок должен прийти к пониманию, что он неспособен жить по Божьему стандарту, и так осознать свое глубоко греховное состояние.

 

Это не означает, что мы как родители должны постоянно попрекать своих детей за их проступки, раздражая их и давая повод думать, что мы их не любим, или что они никак не могут угодить нам (Кол. 3:21).

Родителям также нельзя сводить Божий закон к двойным стандартам, уча одному, а живя по-другому. Однако, не надо отказываться от поисков удобных моментов, когда мы можем помочь нашим детям понять их греховное состояние перед Богом и невозможность спастись «добрыми делами» (Гал. 2:16; Титу 3:5-7).

Многие родители ошибочно считают, что послушание и внешнее соответствие требованиям означает, что их ребенок более близок к спасению. Но это далеко от истины. Хорошее поведение вашего ребенка не значит, что Богу его легче спасти. Это не помогло фарисеям. Его хорошее поведение не имеет ничего общего с его спасением.

Поскольку проблема вашего ребенка – это его сердце, никакое количество исправлений не может спасти его или сделать более подходящим для спасения. Ему нужно то, что может совершить только Бог: возрождение и преображение. Найти равновесие между свидетельством о хорошем поведении ребенка и пониманием, что он при этом не спасен и находится в греховном состоянии, действительно трудно.

Всегда помните, что есть опасность получить современного фарисея. Христос очень резко отзывался о фарисеях того времени:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (Матф. 23:25-28).

 

ИТОГ:

Опять же, вы должны помнить конечную цель воспитания и наставления:

передавать Божьи стандарты святости и вести вашего ребенка к пониманию, что он неспособен в совершенстве жить по ним.

 

Подобно закону, вы – зеркало. Хотя вы и неспособны сами смыть нечистоту, вы инструмент, помогающий вашему ребенку увидеть грязь на его лице. Когда ребенок будет знать о своем состоянии, ТОГДА он может прислушаться к единственному ответу, а это прощение через покаяние в грехах и вера во Христа.

Хотя верующие родители не собираются воспитывать фарисея, это не так трудно сделать. Получить «контроль» над ребенком и совершенствовать его поведение – не самая главная задача воспитания.

Но, вместо этого, больше заботьтесь о подлинном состоянии его сердца (Марк. 7:20-23).

Поймите, что чтобы быть спасенным, ваш ребенок должен увидеть, что он грешник.

Поэтому учите его истинам Писания и молитесь, чтобы у вашего ребенка Бог соединил знание Евангельских истин с личной верой вашего ребенка.

 

ПРИМЕР: Родители подобно Иоанну Крестителю.