Потрясающая встреча с Богом, ищущим грешника

Это был прекрасный город.  Его подпитывали ключи, дающие достаточное количество воды, которая подавалась в город через акведук и использовалась для орошения окружающей территории, так что все цвело как прекрасный сад. Город был окружен стеной, новой стеной, не той, которая разрушилась в Иерихоне Ветхого Завета. Там был театр, там был амфитеатр, построенный Иродом. Также там был новый дворец. Сады были спроектированы Архелаем, это было превосходное, превосходное место. Эдершайм, замечательный историк, говорит: “Повсюду колышутся рощи пушистых пальм, возвышающихся в грациозной красе; простираются сады роз и особенно сладкопахнущих бальзамовых плантаций – самые большие из них за царскими садами, аромат от которых доносится ветром до самого моря, и которые могли быть причиной, т.е. они могли быть причиной такого названия города Иерихон (Иерихон, значит “ароматный”). Эдершайм пишет: “Это – эдем Палестины, сама сказочная страна старого мира”.
 


 
Аудио – Потрясающая встреча с Богом, ищущим грешника. Николай Скопич. 29.07.2012

 

Луки 19:1-10

1.Город Иерихон

(Стих 1)

Это был прекрасный город.  Его подпитывали ключи, дающие достаточное количество воды, которая подавалась в город через акведук и использовалась для орошения окружающей территории, так что все цвело как прекрасный сад. Город был окружен стеной, новой стеной, не той, которая разрушилась в Иерихоне Ветхого Завета. Там был театр, там был амфитеатр, построенный Иродом. Также там был новый дворец. Сады были спроектированы Архелаем, это было превосходное, превосходное место. Эдершайм, замечательный историк, говорит: “Повсюду колышутся рощи пушистых пальм, возвышающихся в грациозной красе; простираются сады роз и особенно сладкопахнущих бальзамовых плантаций – самые большие из них за царскими садами, аромат от которых доносится ветром до самого моря, и которые могли быть причиной, т.е. они могли быть причиной такого названия города Иерихон (Иерихон, значит “ароматный”). Эдершайм пишет: “Это – эдем Палестины, сама сказочная страна старого мира”.

Пилигримы из Галилеи и Переи, священники, находящиеся там, торговцы со всех краев, он был одним из богатейших торговых центров, дороги оттуда вели на север, юг и восток, это было оживленное место. Через него проходили огромные караваны. Там было достаточно всего для тех, кто ворует, как и для тех, кто покупает и продает. Там были солдаты, там были придворные, все самое лучшее, и все самое худшее, мытари занимали там заметное положение, поскольку это был один из трех региональных налоговых центров в земле Израильской.

Итак, приходит Иисус со Своими учениками, направляясь в Иерусалим, не просто со Своими учениками, но с разными последователями, собравшимися вокруг Него, плюс все пилигримы, направляющиеся на Пасху. Огромная толпа пересекала Иордан и входила, говорит 1 стих, и проходила через Иерихон. Народ задавался вопросом: Мессия ли этот Иисус? Установит ли Он обещанное Царство?

2.Грешник Закхей

(Стих 2)

Иисус уже исцелил и спас двух слепых нищих, о чем мы читаем в 18 главе. Они были отверженными, потому что согласно богословию тех дней, раз человек слеп и раз он нищ, то это потому что он грешник, и Бог его наказал. Таково было их богословие. Но ниже нищих и слепых стояли мытари. Они были еще хуже.

Этот город стоял на пересечении дорог. По которым приходили разнообразные товары, великий обменный центр. В этом городе было множество, множество мытарей. А Закхей был их  начальник.

Чтобы иметь лицензию на сбор налогов, нужно было купить ее у Рима. Поэтому, такой человек изначально делался предателем своего народа, оккупированного римлянами, нечестивыми и презренными язычниками.

Рим установил определенную сумму, которую должен был отдать мытарь. Все собранное сверх того можно было оставить себе. И существовало так много путей сбора налогов. Люди не представляли, за что они должны платить. Конечно, существовали базовые налоги. Был, к примеру, персональный налог, для мужчин с 14 до 65 лет и женщин с 12 до 65 лет и они платили этот налог. Был налог на землю,  одна десятая от всего зерна или эквивалента зерна, одна пятая от вина и масла. Итак, существовали фиксированные налоги. Даже налог с прибыли, составляющий один процент от дохода человека. Итак, у них были фиксированные налоги.

Но, кроме того, обложить налогом можно было все, что заблагорассудится. Можно было обложить налогом любую торговую операцию, облагая каждое колесо, каждую ось на повозке, каждое животное, тянущее повозку, облагая каждый товар, приобретаемый и продаваемый, любым возможным способом. Так что мытари наживали грязное богатство, потому что платили Риму только часть от того, что на самом деле собирали.

Они были презираемы и ненавидимы. Они не могли посещать синагогу. Они не могли иметь социальных отношений с людьми, потому что люди к ним не приближались, поскольку те считались нечистыми и всякий, кто к ним подходил, становился оскверненным. Так что те, с кем они могли сообщаться, были тоже людьми нечистыми, и поэтому они стали группой людей, называемой мытарями и грешниками, которых мы так часто встречаем в служении Иисуса, теми людьми, которых Бог любит спасать. “Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию”. Фактически, Иисус проводил так много времени с опустившимися, с отбросами общества, мытарями и их криминальными подельниками, что Его называли, Луки 7:34, Матфея 9:11: “Друг мытарям и грешникам”. Они говорили это с таким презрением, что вы не можете себе представить. И вот, в принципе, почему они думали, что Он представитель сатаны, потому что Он проводил так много времени с людьми, принадлежавшими, как они думали, сатане.

И вот один из них. “И вот, некто, именем Закхей”. Его мама и папа питали относительно него радужные надежды, когда он родился. Закхей означает… вы готовы к этому?.. “чистый, невинный, святой и праведный”. Что ж неплохо, но все пошло не так как они думали. Так что в своей жизни он разрушил мечты родителей, став нечистым, виновным, несвятым и неправедным.

Однако, это Закхей, и он был комиссар по налогам. Он был верхушкой пирамиды, на самом верху. Каждый, кто собирал налоги, а там было множество мытарей, должен был отдать ему часть. И поэтому все направлялось… к верхушке пирамиды и осаждалось, в конце концов, в его кармане. Все вымогали для него. Он брал часть от каждой сделки. И, в результате, он был богат… сочетание законной и незаконной деятельности. Люди считали его грешником, 7 стих: Все начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Такое утверждение не просто комментарий к его личной жизни, это не комментарий к его характеру, это утверждение, к какой категории он принадлежал. Он из категории отверженных. Он из категории отринутых. Он из категории тех, к которым нельзя приближаться, иначе осквернишься. Он отвержен. Он за пределами общественных отношений. Он не может ходить в синагогу, и никто не может подойти к нему, не осквернившись. Так что этот человек был обречен жить с другими отбросами общества, которые были отстранены от любых социальных и религиозных контактов с остальным народом. Жизнь для него протекала довольно мрачно… куча денег, но вдали от всего доброго, приличного и значимого.

 

 3.Первые 4-е истины Благой вести наполняли сердце Закхея

У него были деньги, много денег. Была власть, огромная. Были люди, которые делали все, что он им скажет, и служили его целям. Но в глубине души он был страшно неудовлетворен.

Он понимал: первые 4-е истины Благой вести и это глубоко печалило его.

 

4.Последние 3-и истины Благой вести сияют во встрече Спасителя с грешником Закхеем

Иисус идет в Иерусалим на Голгофу

Еще раз, в последний раз, Иисус идет в Иерусалим, завершая Свое служение, потому что идет умереть на кресте через несколько дней. Он собирается отдать Свою жизнь как единственную угодную жертву, которая удовлетворит Бога, единственно возможный выкуп Богу за грех. Это скоро. Он завершал Свое земное служение. Он проходил через Иерихон, направляясь в Иерусалим на Пасху. Это было Его последнее посещение.

(Стих 3)

Сказано, что его заинтересовал Иисус. Он хотел видеть, кто такой Иисус. Все слышали об Иисусе, он, возможно, слышал, что Иисус воскресил Лазаря из мертвых, и он услышал от народа, идущего впереди той толпы, входящей в город, что Иисус идет в этой группе паломников, и ему захотелось увидеть Иисуса… кто из этой толпы паломников был Иисусом. Он старался увидеть Его, несовершенный вид глагола, он постоянно предпринимал попытки увидеть Иисуса. И вы можете себе представить картину, зная, что он был маленького роста, а толпа огромная, как он подпрыгивает, протискивается вперед и назад, стараясь найти просвет в этом скоплении народа, проходящем между двумя плотными рядами с каждой стороны пыльной дороги, и не может увидеть Иисуса. Любопытство? Конечно, любопытство. Может что-то больше, чем просто любопытство? Конечно же, больше, у него было томящееся сердце. Он знал, что отчужден от Бога. Он знал, что не имеет вечной жизни. Он знал, что исполнен вины и греха. Он знал, что он был за человек. Я не знаю, что точно происходило в его сердце, но он искал Иисуса не просто из любопытства, потому что Дух Святой сделал так, что он оказался в нужном месте, в нужный момент, чтобы Иисус посмотрел на него и заговорил с ним.

Не может увидеть сквозь них, потому что толпа плотная, не может увидеть над ними, потому что очень низкий. Однако, он непреклонен в том, чтобы увидеть Иисуса, отложив всякое смущение, а такие люди, вероятно, держались особняком и не показывались в большой толпе слишком часто, потому что не желали нарваться на оскорбление в ответ на то, чем они занимались. Он обо всем забыл, перестал быть осторожным или расчетливым каким обыкновенно был. Он вырывается из своего унизительного существования и решает, что должен увидеть Иисуса, каков Он. Без сомнения Дух Святой побуждал его к этому. Итак, что же он собирается делать? Нужно оказаться впереди всей толпы. И (в 4 стихе) он делает простую вещь, забегает вперед. Он взбирается на смоковницу для того чтобы увидеть Его, потому что Он вот-вот должен был пройти этим путем.  Смоковница очень низкое дерево, короткий толстый ствол и низкие широкие ветви, так что этот коротышка забрался туда с легкостью, чтобы оказаться над толпой, и там уселся в ветвях. Вот как он поступил. Дерево очень похоже на дуб, как говорят некоторые авторы, с очень низкими ветвями. И вот он сидит в ветвях, ожидая, когда подойдет Иисус.

Была весна, и дерево в это время было покрыто листвой, и, вероятно, он думал, что сможет там спрятаться и наблюдать сквозь листву, оставаясь незамеченным. Это было унизительно… только представьте, горделивый мытарь, добивающийся внешнего приличия, почтения и уважения, сидит на дереве и наблюдает через листву, не самый лучший способ. Его и так ненавидели и презирали. В любом случае, ему не хотелось бы оказаться у всех на обозрении. Поэтому, можно предположить, что он прятался где-то там, а короткий толстый ствол и низкие ветви сделали это возможным даже для маленького человека.

(Стих 5)

Итак, мы видим грешника, грешника, которого спасет Иисус. И этот грешник испытает серьезное потрясение. “Иисус, когда пришел на это место”, место, где Закхей сидел на дереве, прямо в то место: “Взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей!” Он назвал его по имени. Это напоминание, что Сын Человеческий знает тех, кого ищет. Это напоминает мне о Нафанаиле в Иоанна 1 главе, где Нафанаил сказал: “Почему Ты знаешь меня?” И Он ответил: “Я знал тебя даже до того, как увидел”. Он знает Своих. Он никогда не думал попасть на глаза Иисусу. Он даже не мечтал о том, что Иисус его знает. Но Он знал. И Он говорит: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”.

Вот это да! Первое потрясение, это встретить взгляд. Второе потрясение: “Закхей”. Третье: “Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”. Потрясение этого бедного, маленького иудея, наверное, невозможно описать. Но он не мог противиться этому призыву… не мог противиться, потому что 6 стих говорит: “И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И я хочу немного подробнее раскрыть эту часть текста. “Сойди скорее” это повеление, призыв к немедленному действию, без задержек. Почему? “Сегодня день твоего спасения… сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”.  Ибо это должно быть, это необходимо, это божественная необходимость, в этот день Я приду к тебе домой.

Вот это да! “Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”. И эта фраза: “быть у тебя в доме” означает провести ночь. Я приду и собираюсь переночевать. Это, кстати, не просьба и Он не исключал ночлега и пищи. Это божественное повеление. Закхей не мог даже предположить что-то подобное, потому что знал, что он порочный человек и ни один человек, который считает себя праведным или чистым даже не подойдет к нему, не говоря уже о том, чтобы сесть с ним есть, что равносильно одобрению и партнерству. Да, Закхей хотел видеть Иисуса, но, что гораздо важнее, Иисус хотел видеть Закхея. Итак, 6 стих, он поспешно сошел и принял Его с радостью.

“Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”.

Божественная необходимость, божественный срок, божественное местоположение. Я полагаю, что проще мы бы сказали: «Закхей, ты действительно важен для Бога, и это твой день».  Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Он сказал это открыто, Он сказал это при всех, Иисус знал, что это серьезный удар по чаяниям евреев. Если они думали, что Он Мессия, если они думали, что Он человек Божий, если они думали, что Он Божий Пророк, если думали, что Он святой и праведный, если и были какие-то догадки, то это их шокировало, потому что в дом к такому человеку не ходят, и у такого человека не остаются на ночь. С таким человеком нельзя было даже есть вместе, поскольку, если такое произойдет, это будет равносильно осквернению с ним. Так что они были в шоке от услышанного из Его уст.

Вполне возможно в-первые праведный, чистый, замечательный, уважаемый человек вошел в его дом. И Господь, подобно тому отцу, обнимает зловонного, блудного сына, целует его в голову, прощая за все и принимает его. Конечно же, он принял Его с радостью, щедро, потому что он был так счастлив.

(Стих 7)

Можно увидеть разницу между сердцем Божьим и отступническим иудаизмом первого столетия. “И все, видя то, говорили: Разве это не чудесно, видеть благодать Божью к грешнику!” О, разве так написано? Боюсь, что нет. А сказано так: “И все начали роптать”.

Ни один уважающий себя еврей не допустил бы для себя такого страшного осквернения, оставшись на ночь в доме начальника налоговой службы, самого худшего из всех мытарей, а потом и есть вместе с ним, спать в его доме, совершенно возмутительно. И еще вы должны понимать, что в толпе были люди, которые искали какого-нибудь действия со стороны Иисуса, которое наконец бы убедило их, что Он Мессия, и вместо этого Он делает нечто, буквально разрушившее все их первоначальные чаяния, что Он, возможно, Мессия, осквернив Себя подобным образом. Это полностью противоречило всему, что было частью их религиозного сознания. Он пошел в гости к человеку, это греческий глагол, kataluo, это значит развязать… в общем смысле, снять. Что означает, быть гостем… Он пошел, чтобы снять с себя одежду, оставшись на ночь, Он пошел снять свою одежду.

(Стих 8)

“Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Ух ты, случилось что-то драматическое. Эй! Этот человек был профессиональным вором, вымогателем, и теперь он стал настоящим филантропом. Этот человек всю свою жизнь отбирал, а теперь хочет отдать. Особой чертой этого человека был эгоизм, а теперь он поступает абсолютно бескорыстно. Произошло нечто впечатляющее.

Евангелие было сказано. Но мы не должны гадать – укоренилось ли оно или нет, потому что множество людей следуют за Иисусом недолгое время, а потом уходят. Так что, вместо того, чтобы показать беседу и ответ Закхея, Господь переходит сразу к свидетельству его преобразования.

Взгляните еще раз на 8 стих, имея это в виду. Закхей же, став. Я думаю, что будет довольно интересно рассмотреть это слово, statheis, statheiпо-гречески. Буквально это слово так и звучит… он встал… он… он принял неподвижную позу. Слово могло использоваться для официальных заявлений. Поэтому, можно сказать, что Закхей, в конце разговора, который, как мы предполагаем, произошел, поднялся, приготовился и сделал исповедание. Такова основная идея.

Итак, он поднялся, приготовился, и сказал: “Господи”, и этого достаточно. Он исповедует Иисуса… как? … Господом. Это самое главное.  “Господи”, и перед этим в греческом тексте еще есть восклицание. Думаю, сегодня мы бы сказали: “Да! Господи, вот это да, Господи”. Это просто способ выразить драматическое преобразование, происходящее в жизни этого человека.

Первое, что он произнес, когда встал, было: “Ты – мой Господь”. Второе: “Половину имения моего я отдам нищим”. Вот это перемены! Это самоотречение. Это: “Если кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя”. Вот что это. “Возьми свой крест и следуй за Мною”. Он признал, что Иисус его Господь и немедленно произнес: “Половину имения моего я отдам нищим”. Он владел многим. Помните, в 3 стихе… извините, во 2-м… он был богат, он был очень, очень богат. За один день он так кардинально изменился, что из вора он превратился в благотворителя, что от эгоизма он перешел к бескорыстию, вместо того, чтобы брать, он начал отдавать. Ошеломляюще… ошеломляюще. О, и это совсем не похоже на молодого богатого юношу, из 18 главы.

Истинная праведность приводит к преображению, преображению, которое разрушает самую сердцевину доминирующего над вами греха. Можете вспомнить множество его разновидностей. Для этого человека – деньги и вымогательство. Для другого это может быть что-то еще. Это может быть гнев, может быть безнравственность, может быть гомосексуализм. Это может быть все, что угодно. Но когда приходит настоящее спасение и настоящее преображение, оно наносит смертельный удар в самое сердце греховности человека.

 

Итак, это преображение сразу же проявилось в той сфере, где его грех более всего преобладал.

Помните, что написал Иаков: “Вера без дел… Что?… мертва”. Помните, что Ефесянам 2:10 говорит, что вы спасены на добрые дела, которые Бог предназначил вам исполнять. Это естественные последствия сверхъестественного преображения. И здесь это видно.

И вот, у него осталась другая половина, что же насчет нее? “И, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Вот это да! Всякому, кого я обидел, воздам вчетверо. Сколько же могло быть таких людей? Сотни? Тысячи? Только представьте себе это. Это не притча, это реальная история о реальном человеке в реальном мире, и можете себе представить, сколько недель люди стояли в очереди, так? Получая свое в четыре раза больше, четыреста процентов.

Откуда же ему пришла такая мысль? Просто так появилась из головы? Если вы откроете книгу Левит, 6 главу 5 стих или Числа. Вообще то, можно заглянуть в книгу Числа, глава 5, стихи 6 и 7, это ветхозаветное установление о возмещении убытков. Числа 5 глава, с 6 стиха: “И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та… 7 стих… то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны (человеку, против которого согрешили), и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили”. Если… что-либо украдут у кого-либо, кого-нибудь обманут, то это нужно вернуть, и добавить 20 процентов, что покроет часть упущенного дохода или выгоды, которую могло бы принести украденное. Именно к этому в целом иудаизм призывал. Иудаизм того времени призывал отдавать на 20 процентов больше. Поэтому, он мог бы сказать так: “Послушайте, я последую ветхозаветному установлению в книге Левит и Чисел и верну все, что взял, плюс пятая часть”. И он был бы… и тогда бы он угодил точно в цель.

Или он мог бы поступить по-другому. Он мог бы основыватьсяа Исход 22 главе. В книге Исход 22 главе, читая первые семь стихов, вы найдете, что в случае обычного воровства, чем он занимался, согласно Исход 22 главе стихам 4 и 7, нужно возместить вдвойне… нужно возместить вдвойне. И он мог бы сказать: “Знаете что? Я возмещу вдвойне”. Это было бы щедрее, чем 20 процентов, потому что это было бы 200 процентов. Это очень хорошо… или сто процентов, это очень хорошо.

Так почему же он сказал вчетверо? Потому что в книге Исход 22:1 сказано, что в случае грабежа с насилием и ущербом требовалось четырехкратное возмещение. Он сделал по максимуму. Он сказал: “Я поступил так, я сделал это с насилием, Я причинил ущерб. Я с удовольствием возмещу по максимуму”. Он знал ветхозаветный закон. И это свидетельство преображения. У него не было: “Так, что же я должен сделать? Или может я должен сделать так? А каков минимум, чтобы рассчитаться со всеми? Каков минимум, чтобы мне считаться христианином? Насколько близко я могу подойти к краю?” У него было: “Покажите мне, каково максимальное проявление послушания, так я и хочу поступить”. Это настоящий подход, друзья… настоящий подход. Он решил сделать больше, чем требовалось, больше, чем предписывал Закон. Не было закона, где бы говорилось раздать половину своего имения нищим. Он мог бы, вероятно, отдать больше, но ему нужна была другая половина, поскольку он собирался отдать четыреста процентов причиненного ущерба людям, по ветхозаветному максимуму. Это такое послушание, которое отличает того, кто отверг себя, взял свой крест и последовал за Христом и не живет по-минимуму, но придерживается максимального уровня послушания. Он поступил так, как если бы каждое незаконное взимание им налогов было с ущербом, с насилием, с разрухой. И он избавился от всего, что имел, даже от своих законных приобретений.

Это преображение, которое шокирует и ошеломляет, свидетельство совершенно преображенного сердца. Какой драматичный, драматичный день.

“Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему”. Несомненно. И спасение может относиться к Нему, то есть к Иисусу, потому что, помните из Луки 2:30 Симеон берет Младенца на руки и говорит: “Видели очи мои спасение Твое”. Спасение во Христе пришло в его дом и спасение, как акт преображения, произошло в его душе. Доказательство – преображение. “Дом” – вероятно, это просто значит дом (имущество) и Закхей, и спасение за секунду обратило невероятно жадного человека в милостивого и щедрого, обратило главную жизненную страсть, выраженную в насилии и выгоде, в доброту и щедрость. Иисус говорит: “Потому что и он сын Авраама”.

Но этот человек, сын Авраама – настоящий сын Авраама, у него такое же сердце! Израиль Божий – это израильтяне, которые знают Бога, веруя в Христа.

 

 5.Бог ищет грешника – это Его природа

(Стих 10)

Последнее утверждение Господа Иисуса, самое ценное, это самая славная и самая важная истина, открытая в Писании. Если говорить о нас, то мы спасены благодаря тому, что Бог ищет и спасает погибших. Это присуще природе Божьей. От грехопадения в Эдеме, когда Господь пришел, ища Адама и Еву, спрятавшихся от Него, когда Он воззвал: “Где ты?”, Бытие 3:8-9, Бог продолжает искать погибших и спрятавшихся грешников. Все началось в саду, и продолжается до сих пор. В одном из самых прекрасных ветхозаветных текстов Иезекииль говорит от лица Бога: “Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю”, Иезекииль 34:16. Бог ищет потерянных и находящихся в смертельной опасности. Это очень важно. Это фундаментально для нашего понимания Библии и божественного замысла Творца в истории. Нам следует лишь помнить Римлянам 3:11, что никто не ищет Бога, и быть благодарными Ему, что Он взыскал нас. В нашей греховности, нашей порочности, в нашей отверженности, в нашей слепоте, в нашем невежестве, в нашей причастности и принадлежности царству тьмы, под властью сатаны, мы не могли взыскать Бога, мы не искали Бога. Не произошло бы примирения, спасения, прощения и надежды небес, если Бог не взыскал бы нас. Бог начинает искать первым. Бог спасает тех, которые вдали от Него прячутся подобно Адаму и Еве, убегают от Его присутствия, не имея в себе силы даже повернуться и последовать за Ним.

Вот о чем говорит здесь Господь. Он ищет. Он Спаситель потерянных. И эта история – тому иллюстрация. Человек из огромной толпы, сидящий на дереве, встречается с ищущим, спасающим Господом, Который указывает на него, называет его по имени, и Который говорит ему: “Я иду к тебе домой, потому что это день твоего спасения”. Это одна из самых ярких библейских иллюстраций спасения грешника Богом, ищущим грешников не в каком-то общем или неопределенном смысле, но ищущим конкретно и персонально.

Две цели: чтобы взыскать, чтобы спасти. Слово искать, zeteo, означает “преследовать, высматривать, искать”.

Бог ищет людей, чтобы спасти их от Себя Самого, от Своего гнева и Своего святого суда. Те, которых Он ищет, чтобы спасти, описаны здесь, как потерянные, которые были потеряны., что означает “быть разрушенным, быть уничтоженным”. Значит, Сын Человеческий, воплотившись, пришел в этот мир для того, чтобы искать и спасать тех, кто находится в состоянии гибели и краха и идет в проклятие. Яснее быть не может. Иисус не пришел в этот мир, чтобы быть добрым учителем. Он не пришел в этот мир, чтобы быть образцом нравственности. Он не пришел для распространения религиозных идей. Он не пришел, чтобы поднять религиозную сознательность людей в Своем народе и обществе. Он не пришел в этот мир, чтобы показать, как должна выглядеть правильная жизнь. Он пришел в этот мир спасти погибших грешников. В этом христианская весть. Это единственная христианская весть. Весь Ветхий Завет указывает на это. Весь Новый Завет это описывает.

Цель пришествия Сына Человеческого, Господа Иисуса в мир – освободить грешников от этого состояния, неизбежный результат которого вечное осуждение. Итак, Бог послал Христа, чтобы спасти погибающих от гнева Божьего и сохранить их целыми и невредимыми в небесной вечной радости. Это христианское Евангелие. Это благая весть Библии.

Замечательным и уникальным способом Лука подчеркивает это в 15 главе. Бог уподобляет Себя пастуху, ищущему пропавшую овцу, женщине, ищущей потерянную драхму, и отцу, ищущему потерянного сына.
Первая притча, рассказанная Господом, в 4 стихе: “Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?” Это Бог, Пастырь, который ищет пропавшую овцу, которая в смертельной опасности. “А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. Бог радуется, небеса радуются о спасении погибающих грешников. В этом суть этой истории. Господь обретает небесную радость и радуются также все святые и ангелы вокруг Его престола о спасении погибающих грешников.

И затем, следующая притча. Помните сына, который был расточителем. Отец ждал его. Он же возвращался назад, имея неверные представления. Но в 20 стихе сказано: “И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его”.

Здесь говорится об ищущем пастухе, ищущей женщине, ищущем отце. Бог ищет, чтобы спасти погибающих для Своей радости, к которой присоединяются все обитатели святых небес. Бог находит удовлетворение в спасении погибающих грешников. Он находит в этом удовольствие.

Исайя 62:5: “И как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой”. И здесь иллюстрация величайшей радости в жизни человека, это радость влюбленных мужчины и женщины, сочетающихся брачным союзом. Величайшая радость для Бога – это восстановление и спасение грешников. Ветхий Завет даже говорит, что Бог восклицает от радости, Он в восторге.

В Иеремии 32:41 говорится: “И буду радоваться о них, благотворя им, и насажу их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей”. Бог от всего сердца и от всей души спасает грешников. Он поступает так, поскольку это Его величайшее удовлетворение и радость. И никто из нас не взыщет Бога, если Он не взыщет нас.

Библия говорит об ищущих Бога людях. Она говорит о грешниках, ищущих Бога. Но сложив эти истины, становится совершенно ясно, что единственный способ для нас взыскать Бога, это Ему взыскать нас. Я думаю, что Иоанн подытоживает это в словах: “Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас”. В определенный момент Бог начинает этот поиск, в определенный момент Он дает понимание греховности, в определенный момент Он озаряет славой Евангелия, в определенный момент Он убирает слепоту и мрак и дает жизнь мертвецам, пробуждает грешника.
Люди ищут Бога в ответ на Его поиск их!

Грешники отвечают поиском на поиск Бога. В Притчах 8:17 сказано: “Ищущие Меня найдут Меня”. В Исайе 55:6 сказано: “Ищите Господа, когда можно найти Его”. Иеремия 29:13 говорит: “И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим”. Амос 5:4: “Взыщите Меня, и будете живы”. Или Матфея 6:33: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Или Матфея 7:7, в той же Нагорной проповеди: “Ищите и найдете”. Мы способны взыскать Его только тогда, когда Он сначала нашел нас. Именно это произошло в случае с Закхеем. Иисус взыскал его без всяких предпосылок, и в ответ на это, его сердце откликнулось, взыскав Иисуса. Любые искания со стороны грешника являются ответом на поиск со стороны Бога. Род ищущих Господа, говоря словами Псалма 23:6, это те, которых взыскал Бог.

10 стих утверждает САМУЮ благословенную истину, нет истины более чудесной, более благотворной, чем эта. Она лежит у самого истока существования вселенной. Бог сотворил эту вселенную для того, чтобы образовать в ней Землю, для того, чтобы на Земле сотворить человеческую расу, для того, чтобы из этой человеческой расы Он мог бы взыскать и спасти погибших грешников… для Своей вечной радости и славы. Вот для чего все это. Все, что происходит на Земле, это не случайность в бескрайней вселенной, это самое главное, что в ней есть. Воистину, бескрайние просторы небес провозглашают славу Божью, а остальное творение отражает дела Его рук, и все вместе, сообща являет Его великую силу и божество.

Но смысл этого не только в том, чтобы показать Бога, но чтобы показать Бога людям, чтобы они прославили Его, и Он мог бы спасти тех грешников, которые соберутся потом к Нему на небеса вместе со святыми ангелами, Его святыми слугами, посылаемыми для служения искупленным, где и святые, и ангелы вместе будут поклоняться Ему вечно, во веки веков, и делать это с особым рвением, на которое иначе были бы не способны. Бог не получил бы славы за милость и сострадание, за сочувствие и прощение, за благодать и спасение, если бы не допустил грех в этом мире и не проявил бы все эти качества. Поэтому на вопросы: “Зачем существует вселенная? Зачем существует Земля? Зачем существует человечество?”ответ такой: чтобы Бог смог для Своей вечной славы и радости искать и спасать заблудших грешников. Это вновь напоминает нам, что Бог по природе – Бог Спаситель, и я проповедовал об этом много раз, так что не буду возвращаться к этой теме. Просто Богу присуще спасать. В Новом Завете, Бог – наш Спаситель, Бог – наш Спаситель, Бог – наш Спаситель, повторяется вновь и вновь, особенно в посланиях Павла Тимофею и Титу. Бог – наш Спаситель.

Замечательный текст, Иоанна 4 глава 42 стих, напоминает нам, что Бог наш Спаситель. Иисус Христос – Спаситель. В 1 Тимофею 4:10, Бог – Спаситель всех людей, особенно верных. Он не только духовно и навечно спасает тех, кто уверовал, но Он спасает физически и временно даже тех, кто не верит. Тот факт, что человек, согрешив, сразу не умирает, отправляясь в ад, показывает, что Бог по природе – Спаситель. Бог избавляет грешника физически и временно от незамедлительных последствий греха. Бог откладывает Свой святой гнев, Свой праведный суд и Свое праведное мщение, чтобы продемонстрировать толерантность и терпение, то есть проявление Своей милости и благодати, хотя и временно. Вот что мы называем общей благодатью. Вот почему грешники живут и наслаждаются всем, что сотворил Бог в этом мире, хотя и не поклоняются Ему. Бог по Своей сути Спаситель, это можно понять из сказанного выше, наиболее же ярко и явно это видно через спасение грешников, то есть, через духовное и вечное спасение.
Говоря о служении примирения во 2 Коринфянам 5 главе, где мы названы посланниками для проповеди Благой Вести о примирении, раздел начинается… этот великий раздел начинается в 18 стихе: “Всё же – от Бога, примирившего нас с Собою”. Эта программа инициирована Богом в согласии с Его сущностью, Он – Спасающий Бог. Вероятно, нигде в Ветхом Завете (хотя есть много текстов, к которым можно обратиться) нигде в Ветхом Завете не говорится об этом более прямо, чем в сорок пятой главе Исайи… 45-ая глава Исайи говорит, стих 15: “Бог Израилев, Спаситель…” Стих 17: “Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе”. Стих 21: “Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня”.

Несомненно, только Бог, истинный и живой Бог является Спасителем. Но даже среди богов, изобретенных людьми, и богов изобретенных бесами, нет такого лжебога, который по природе был бы искупающим, спасающим, благим, милостивым, сострадательным, добрым и прощающим. Такого нет среди божеств, выдуманных людьми и бесами. Бог же по природе спасающий Бог, Бог послал Иисуса Христа в мир, как сказано в 10 стихе, взыскать и спасти погибшее. Еще до основания мира Бог предопределил тех, кто будет спасен, и затем воплотил спасительную инициативу, спасая людей в Ветхом Завете, послав Своего Сына в мир, чтобы заплатить за их грехи, прошлые, настоящие и будущие, для того, чтобы их грех мог быть оправдан правосудием, удовлетворенным наказанием Иисуса Христа вместо грешников, и Бог на основании этой жертвы спас грешников по благодати. Он ищущий Бог, Который ищет истинных поклонников, Иоанна 4 глава, даруя им спасение. Здесь же мы видим, что Иисус – ищущий Спаситель.