Не презирайте малых сих

Дорогая церковь, дорогие гости. Это большая ценность, что Бог дал нам сегодня несколько часов для того, чтобы мы могли привести это время укрепляя свои души Божьим Словом (через проповедь, через пение, через молитвы и через общение). Давайте дорожить этим. Призываю сейчас всех нас вместе потрудиться нашим умом и духом во время проповеди.

Позвольте задать вам вопрос.
Как вы считаете, какие сферы нашей жизни являются самыми сложными?.
Одна из самых сложных сфер нашей жизни – это, пожалуй, отношения с людьми.
 
Аудио – Не презирайте малых сих. Алексей Волков

 Текст: Мф.18:10-14

Название: Не презирайте малых сил

Вступление

Дорогая церковь, дорогие гости. Это большая ценность, что Бог дал нам сегодня несколько часов для того, чтобы мы могли привести это время укрепляя свои души Божьим Словом (через проповедь, через пение, через молитвы и через общение). Давайте дорожить этим. Призываю сейчас всех нас вместе потрудиться нашим умом и духом во время проповеди.

Позвольте задать вам вопрос.
Как вы считаете, какие сферы нашей жизни являются самыми сложными?.
Одна из самых сложных сфер нашей жизни – это, пожалуй, отношения с людьми. Зачастую они (люди):

  •       Непредсказуемы
  •       Ненадежны
  •       Не понимают нас
  •       Не хотят с нами согласиться
  •       Сосредоточены на своих интересах
  •       Не любят то, что любим мы.
  •       И не ценят то, что мы ценим.
  •       Не желают проявлять ожидаемое нами уважение.
  •       И всегда готовы в МакДональдсе влезть перед нами без очереди :)

Это далеко не полный список тех трудностей, с которыми мы сталкиваемся в отношениях с людьми. И не последнюю роль в этом всем играет тот факт, что мы также являемся людьми, с которыми не всегда легко тем, кто нас окружает. Мы сами нередко:

  •       Грубим друг другу
  •       Незаслуженно думаем плохое друг о друге
  •       Пренебрегаем
  •       Игнорируем
  •       Избегаем друг друга
  •       Сплетничаем друг о друге
  •       Спорим друг с другом
  •       Обижаем
  •       Мстим
  •       И даже ненавидим друг друга

И нередко это все бывает даже в церкви – в обществе Божьих детей спасенных через жертву Христа.
Одна из граней сложных человеческих взаимоотношений – это склонность пренебрегать друг другом (или, говоря библейским языком, презирать друг друга). Об этом мы сегодня и поговорим.


Бог очень сильно позаботился и не оставил нас погибать во тьме своего невежества (а мы именно в таком состоянии). Он в Священном Писании освещает мощным прожектором своего Божественного света все важные сферы нашей жизни. В том числе Он много учит нас в вопросе отношений с людьми.

Текст, над которым мы будем сегодня размышлять – это евангелие от Матфея, 18 глава, с 10 по 14 стихи. По этой главе в нашей церкви недавно уже было две проповеди. Эта проповедь является продолжением, и мы будем дальше рассматривать то, чему нас учит Бог в этом месте Священного Писания. Итак, обратимся к отрывку.

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
(От Матфея 18:10-14)

В этом отрывке мы читаем, что Иисус Христос повелевает нам не презирать Божьих детей (в 10 стихе “смотрите, не презирайте ни одного из малых сих”)
и (со второй половины десятого стиха и по четырнадцатый включительно) дает нам 4 истины, или можно сказать 4 аргумента/причины, которые помогут нам исполнять это повеление.

Мы будем исследовать этот текст стих за стихом, размышлять и делать выводы.

1. Повеление

А. Характер повеления

Итак, прежде всего стоит заметить атмосферу, характер этого повеления. Напомню саму ситуацию в контексте которой Иисус это говорит.

  •       Ученики подходят ко Христу и начинают выяснять свое социальное положение и авторитет в Небесном Царстве, о котором Иисус им много проповедовал (в смысле о Царстве, а не об авторитете :).
  •       (2-5) В ответ Он терпеливо начинает их учить о практическом смирении. Вначале Он говорит о важности (и даже необходимости) смирения. А потом Он учит, что это смирение друг перед другом выражается в конкретных практических делах, в заботе о Божьих детях.
  •       (6-9) С шестого по девятый стихи Он предупреждает о том, чтобы не делать ничего плохого Божьим детям.
  •       (10-14) С десятого по четырнадцатый стихи Он повелевает не просто не делать плохого, но делать хорошее, заботиться о Божьих детях.
  •       (15-35) А с пятнадцатого стиха и до конца главы Он учит не просто заботиться о Божьих детях, но заботиться о них даже если они грешат против вас. Таким образом Христос постепенно углубляет эту истину, можно сказать, повышает планку того, как Божьи дети должны относиться друг ко другу.

Вот в таком контексте находится повеление Христа к свои ученикам не презирать друг друга. Итак, что на счет атмосферы этого повеления?

  •     Во-первых, это атмосфера любви, терпения и заботы – Иисус спокойно, используя наглядные иллюстрации и притчи, учит.
  •     Во-вторых, серьезность и важность.
  •   Слово “смотрите” указывает на это. То есть, “внимательно наблюдайте за собой”. Христос призывает их к постоянному самоанализу своего поведения. Он говорит “смотрите за собой, будьте осторожны в этом вопросе”.
  •   А словосочетание “говорю вам” еще более усиливает такую атмосферу.
  •   В-третьих, в этом призыве есть нотки категоричности. На это указывает слово “ни одного”. Он мог просто сказать “Не презирайте Божьих детей”, и это было бы уже серьезной заповедью, которую мы обязаны исполнять, если конечно Иисус Христос является Господом нашей жизни. Но Он говорит несколько строго “Не презирайте ни одного из Божьих детей”.

Таким образом, хотя этот призыв сделан в атмосфере заботливой и терпеливой любви, но это даже не просто призыв, тем более не рекомендация или просьба. Это строгое повеление по важному вопросу с серьезными последствиями в случае неповиновения.

Тут стоит сделать практический вывод. Точно также как двенадцать учеников Христа, мы все, каждый из нас, должны быть осторожны и внимательны на счет этой сферы нашей жизни. Мы должны осознавать серьезность повеления Христа и относится к нему соответствующим образом. Важно, чтобы мы анализировали свою жизнь, мотивацию, поступки, реакции, слова, отношение к другим христианам на предмет того не презираем ли мы их, не пренебрегаем ли мы ими.
Б. Объект повеления

Следующее, что нам стоит заметить – по поводу кого дано это повеление. То есть, кого мы должны не презирать? Ответ очень прост – “Не презирайте ни одного из малых сих”

 

  •       Во-первых, “ни одного”. То есть, в нашей жизни не должно быть исключений из этого правила.
  •       Во-вторых, “малых этих”. В древнегреческом языке (на котором был написан Новый завет) – это слово “микрон”, то есть что-то маленькое, незначительное, слабенькое и невзрачное. В контексте ясно, что здесь написано о верующих во Христа (ст.6), то есть о Божьих детях.

Значит ли это, что мы можем презирать неверующих? Конечно же нет. Мы должны относиться к ним, как учит Петр в своем послании:
… такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, –
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
(1 Петра 2:15-17)
То есть, по отношению к неверующим людям мы должны делать добро и уважать их, показывая своей жизнью, что мы рабы Божьи.

Но все-таки к верующим, к братьям и сестрам во Христе у нас должно быть более трепетное, более заботливое, более любящее отношение, чем ко всем другим людям.

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
(Галатам 6:10)

К сожалению, иногда бывает, что мы в желании благовествовать неверующим начинаем пренебрегать своими братьями и сестрами. Конечно нередко также бывает и другая крайность, когда мы склонны консервироваться внутри своего приятного христианского общества и становимся не способны делать добро всем, как к тому призывает нас Бог. Поэтому мы нуждаемся в мудрости, чтобы держаться библейского баланса.

 

В. Суть повеления

Теперь непосредственно перейдем к сути повеления. Что значит “не презирайте”? Это значит: не думайте о ком-то низко, не смотрите на кого-то свысока, не пренебрегайте, не игнорируйте, не обращайтесь небрежно, не считайте чем-то незначительным. Это слово стоит в такой форме (действительный залог), что подразумевает продолжительность действия, некий такой образ жизни.

Обратите внимание на некоторый парадокс в этом повелении: “не считайте незначительными малых (микрон) этих”. Действительно, верующие в глазах этого мира выглядят очень невзрачно и слабо, но за ними стоит их могущественный Небесный Отец.

Презрение, или пренебрежение может выражаться в двух основных формах. Во-первых, это может быть плохое отношение к кому-то. Во-вторых, это может быть не плохое отношение, но и не хорошее. То есть, если, например, я не кричу на свою жену и ребенка, но при этом не говорю им нежных слов, то согласно Библии я пренебрегаю ими. Я не могу сказать “Я не делаю им ничего плохого, значит все хорошо”. Нет, нехорошо. К таким ситуациям подходит следующий библейский принцип:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
(Иакова 4:17)

Смотрите, Бог не говорит зря, Иисус не говорил просто так, поэтому если Он повелевает что-то не делать (например, не презирать кого-то) – значит скорее всего (с вероятностью 100%) мы делаем это в той или иной мере и возможно даже не замечаем. Для того, чтобы стать на путь исправления, чтобы отказаться от этого греха, нам нужно заметить, что он есть в нашей жизни. Поэтому давайте подумаем о том, как же мы можем в своей жизни презирать христиан? В каких ситуациях/обстоятельствах это может происходить?

1. Во-первых, пожалуй, самой очевидной и неприкрытой формой презрения является когда мы пытаемся возвыситься на фоне какого-то человека. Например, сравнивая и пытаясь выделиться своими достижениями, имуществом, национальностью, полом, возрастом, происхождением, образованием, машиной, детьми, женой, мужем (список может быть просто бесконечным) и даже такими христианскими вещами как количество лет с Богом, занятостью и тяжестью вашего служения и даже какой-то духовной зрелостью (или опытностью). Приведу пример из Библии:

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
(От Луки 18:9-10)

Поступали ли вы так в своей жизни? Пытались ли вы когда-нибудь подобным образом возвыситься на фоне другого якобы менее успешного человека?


2. Христиане презирают друг друга когда проявляют лицеприятие. Лицеприятие – это предпочтение одного человека другому в зависимости от личной выгоды. Вот один из библейских примеров:

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, –
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете.
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
(Иакова 2:1-9)

То есть люди оказывали благорасположение на собрании богатым, потому что они ожидали от этого какую-то выгоду. Они могли оправдаться, дескать, “Так я же любовь проявляю” – “А что же бедные?” – “Ну, всем же удобных мест не хватит”. Но Писание вскрывает этот грех оценивая не поведение, а мотивы этого человека.

Как лицеприятие может выглядеть в нашем обществе и в нашей церкви?

  •       Например, два разных человека каждый сам по себе просят вас о чем-то (помощи какой-то в жизни или что-то на счет служения и т.д.). На чью просьбу вы откликнитесь? И почему? Нету ли там скрытого поиска личной выгоды в виде уважения, репутации, возможно еще чего-то?
  •       Еще один пример (очень похожий на тот, что мы прочитали у Иакова). Допустим вы решили расти в гостеприимстве и после богослужения замечаете несколько новых людей, которые пришли впервые и которые наверно ни с кем не знакомы. Подойдете ли вы к неопрятно одетому человеку, у которого очевидно проблемы с алкоголем или наркотиками? Или вы внутренне оправдываясь найдете себе более приятного интеллигентно одетого человека?
  •       И еще один пример. Как вы выбираете себе друзей в церкви?

По каким критериям вы приглашаете одних в гости и игнорируете других?

3. В-третьих, верующие презирают друг друга, когда высмеивают физическую внешность. Насмехаться над человеком из-за его физической или умственной неполноценности или болезни – отвратительно не только в глазах людей, но и в глазах Бога. Приведу два пример из Библии. Отрицательный:

Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, –
(1 Коринфянам 10:1)

Так говорили некоторые высокомерные члены коринфской церкви, которые хотя и признавали здравость учения Павла, но нашли повод насмехаться над ним. А вот положительный пример:

знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им , а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
(Галатам 4:13-14)

Склонны ли вы пренебрегать своими братьями и сестрами из-за их внешнего вида, роста, веса, одежды, может быть какого-то изъяна в теле, болезни?

4. Христиане также презирают своих собратьев когда используют их для личной выгоды. Божье Слово говорит:

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
(1 Фессалоникийцам 4:6)

“Корыстолюбиво” – значит “обманывая”, “эгоистично пытаться захватить как можно больше любой ценой и любыми средствами, не обращая внимания на других и их права”. Это состояние, когда человек движим только своими интересами, при этом не обращая внимания на интересы и чувства других людей.

Договаривались ли вы с кем-то о чем-то понимая наперед, что не сможете полностью выполнить свою часть уговора, но желая, что бы другой человек сделал то, что вы хотите?
Продавали ли вы какую-нибудь вещь своему брату и сестре, зная, что о низком качестве или других проблемах с этой вещью, но не предупредив этого человека?
Добавились ли вы своего, манипулируя чьими-то чувствами (чувством вины, долга, тщеславия и т.д)?

5. В-пятых, верующие презирают других верующих, если обижают тех из них, кто обличает их в грехе. Вместо того, чтобы обратить внимание на указанный грех, раскаяться в нем и быть благодарным тому, кто указал на него, ветхая природа человека часто заставляет его защищаться, обвиняя другого в осуждении, самодовольстве, законничестве и лицемерии.

Вот, что говорит Библия об этом:

Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
(Притчи 15:12)Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.(Притчи 15:32)А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.
(Амос 5:10)

Какая ваша самая первая обычная реакция на обличение?
Поступали ли вы так, что обвиняли или обличали вашу жену/мужа/друга в ответ на их обличения?
Есть ли вообще в вашей жизни люди, которые вас обличают лично?
Если нету, то наверно вы выстроили вокруг себя такую неприступную стену, что люди просто бояться вас обличить, чтобы не нарваться на то или иной выражение презрения с вашей стороны.

6. В-шестых, христиане презирают других Божьих детей, если лишают нуждающихся помощи. Бог говорит в Писании:

А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
(1 Иоанна 3:17-18)

Думали ли вы о таких людях в церкви, которые нуждаются в помощи (финансовой, духовной, физической и т.д.)?
Искали ли вы таких людей, чтобы им помочь?
Искали ли вы возможности, чтобы им помочь?

7. В-седьмых, верующие презирают друг друга, если проявляют равнодушие или осуждают собрата, который духовно претыкается. Когда брат или сестра впадают в грех, особенно если это публичный грех, о котором все знают, существует искушение отвернуться от них, рассуждая, если не вслух, то про себя: “Он все понимал, но сделал такой выбор. Пусть теперь пожинает последствия.” Но вот, что говорит Бог через апостола Павла:

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

(К Галатам 6:1-2)

Христов путь для Его последователей состоит в том, чтобы смиренно помогать согрешающему брату, понимая, что и сами могут впасть в такой же по тяжести грех, и если они не грешат, то только по милости Божьей.

8. В-восьмых, мы презираем других верующих, когда злоупотребляем своей свободой перед слабыми верующими, заставляя их идти против совести или слишком остро реагировать, еще глубже уходя в законничество.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
(К Римлянам 14:3)

Использовать свою свободу во Христе так бессердечно – значит использовать ее “для прикрытия зал”, вместо того, чтобы использовать ее как подобает рабу Божьему (1 Пет.2:16)

Что на счет одежды в этой сфере? Или стиля музыки? Или каких-то привычек?
Итак, мы рассмотрели восемь различных сфер. Мы презираем других верующих когда:

  •       Пытаемся возвыситься на фоне какого-то человека
  •       Проявляем лицеприятие
  •       Высмеиваем физическую внешность
  •       Используем их для личной выгоды
  •       Обижаем тех из них, кто обличает нас в грехе
  •       Лишаем нуждающихся в помощи
  •       Проявляем равнодушие или осуждаем собрата, который духовно претыкается.
  •       Злоупотребляем своей свободой перед слабыми верующими

Только что Бог посредством разъяснения Своего Слова – Библии – обличал нас в грехах. Возможно некоторые обнаружили себя чуть ли не во всех перечисленных моментах. Это блаженное/счастливое состояние.
Тем не менее, наш Бог – это не Бог тупиков и безысходности. Каждый раз, когда Он обличает, Он всегда указывает путь исправления ситуации. Давайте рассмотрим этот путь.
2. Истины/аргументы


Мы рассмотрим четыре истины, которыми Христос дополнил свое повеление.

А. Ангелы перед Божьим лицом

Первым аргументом к повелению не презирать Божьих детей Христос называет наличие ангелов, которые находятся перед Божьим лицом. Что же это значит? При чем здесь вдруг ангелы? Давайте вникнем и нам все станет ясно.

Прежде всего стоит заметить, что здесь ничего не говорится об ангелах-хранителях. В Библии вообще нету такого учения о том, что якобы у каждого человека после крещения появляется личный персональный ангел. Например, есть места в Писании, где описываются ситуации когда один ангел охраняет множество людей (Пс.33:8; Ис.63:9), и также есть описания других ситуаций когда множество ангелов охраняет лишь одного человека (Пс.90:11).
Какая же роль ангелов? Вот, есть такой стих об ангелах:

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
(К Евреям 1:14)

То есть, это духовные существа, которых Бог посылает служить Своим детям.

Во-первых, это ангелы, которых Бог специально выделил и посылает служить верующим (“их”)
Во-вторых, они постоянно находят на небесах в Божьем присутствии. (“на небесах”)
В-третьих, они всегда в состоянии готовности исполнить Божьи поручения (“видят лицо”). Они постоянно взирают на Божье лицо и ждут Его повелений. Это образ из жизни монархов того времени.
Из этой всей удивительной картины мы можем сделать следующий вывод – Верующие люди, христиане находятся на особом счету у Бога. Он особенным образом охраняет Своих детей и заботится о них. И у Него есть все возможности это сделать (например, посредством ангелом).

Как же это практически влияет на нас?

  •       Во-первых, воспитывает в нас страх Божий (благоговение).
  •       Во-вторых, учит нас почтению/уважению к другим христианам. Они не являются чем-то незначительным, за ними стоит сам всемогущий Бог с миллиардами и миллиардами ангелов.
  •       В-третьих, дает пример того, как относиться к другим верующим. 
Они особо ценные в Божьих глазах. – Они также должны быть ценны и в наших глазах. 
Он заботится о них, охраняет их. – Мы также должны поступать с братьями и сестрами – заботиться и охранять всеми возможностями какие только у нас есть.

Стоит заметить, что Бог так относится не просто к каким-то другим христианам на счет которых он предупреждает нас. Здесь и везде описывается его отношение ко всем верующим людям без исключения, в том числе и к нам. У Него нет лицеприятия, которое есть у нас. Как и всех остальных Своих детей Он также и нас окружил своей любовью, заботой, охраной.

Б. Цель прихода Христа

На счет одиннадцатого стиха. Фраза “Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” отсутствует в более ранних рукописях этого Евангелия. Однако такая фраза есть в Лук.19:10. Так как нет никаких сомнений в подлинности текста из Евангелия от Луки, то нет сомнений и в том, что Матф.18:11 учит подлинно библейской истине.

Эта истина учит нас о Христовой любви к нам:

  •       Жертвенная и инициативная любовь (“пришел”).
  •       Терпеливая и ищущая любовь (“взыскать”)
  •       Действенная любовь (“спасти”)
  •       Крепкая любовь, не оставляющая погибать (“погибшее”)

Подумайте только о Его любви и смирении!
Всемогущий величественный Бог, Творец всей безграничной Вселенной стал ограниченным человеком.
Человеком, который жертвенно жил ежедневно только для других.
В конце своей жизни занимался унизительной работой — мыл грязные ноги своим ученикам.
А потом был предан одним из близких людей и был осужден судом, который наперед имея вердикт искал только подходящие доказательства.
Потом был отвергнут своим народом, унижен перед беснующейся толпой и убит чужестранцами.
Причем убит самым позорным и унизительным способом.
И это еще не все. Стоит вспомнить, что в младенчестве на Него было устроено покушение на убийство, Его мать скорее всего считали женщиной легкого поведения, а перед смертью Ему предпочли убийцу, чтобы отпустить последнего, а Его казнить как отъявленного преступника.
Но Он не просто умер. Он взял на себя вину всего человечества перед Богом. (Только подумайте о размере этой ноши. Сколько греха в одном человека! Сколько на одной улице! Сколько в одном городе! Сколько во всем человечестве и во все времена!)
Это были мои грехи и ваши грехи. И Он добровольно взял эту вину, грехи и всю мерзость, и страдал на кресте физически, а еще больше душевно и духовно.

 

Он утолил Божий гнев, который справедливо должен был разгореться над каждым из нас, и вечность в аду, в мучениях и в безысходности – это то, что ждало нас по справедливости.

Но Он все это принял на себя. И теперь каждый получить прощение от вины, очищение от грехов, новое рождение и усыновление Небесным Отцом.
Какое доказательство Божьей любви и смирения нам нужно еще?!!

Как же это практически влияет на нас?

  •       Во-первых, растит нас в любви ко Христу.
  •       Во-вторых, еще больше углубляет понимание ценности для Бога Его детей.
  •       В-третьих, дает невероятный пример любви к христианам.

В. Человеческая логика на примере из жизни

Третьим аргументом Иисус Христос приводит обычный пример из пастушеской жизни. Он апеллирует к здравому человеческому рассудку и говорит “Вот такая ситуация – овца потерялась, как вам кажется, что правильно сделать”?

Чаще всего в этой притче под пастухом, который пошел за заблудшей овцой, имеют в виду самого Христа. И это правильно, этот образ как нельзя лучше иллюстрирует то, что сделал Христос. Еще иногда эту притчу применяют к пасторам церквей – и это также верно, в своем первом послании в четвертой главе апостол Петр также сравнивает пасторов с пастухами. Но изучив эту притчу в контексте предыдущих и последующих стихов нам станет ясно, что на месте пастуха должен быть каждый из нас. Каждый из тех, к кому обращен призыв “не презирайте”.

Давайте рассмотрим эту притчу. Она состоит из трех частей:

  •       Ситуация. Есть сто овец и вдруг одна заблудилась (сбилась с дороги, обманулась, отбилась от стада, выбрала не тот путь, путь греха и обмана)
  •       Реакция пастуха. Сразу, не долго думая оставляет девяносто девять в горах и отправляется в поиски (подразумеваются продолжительные поиски).
Историческая заметка. Во времена Иисуса стада обычно принадлежали общине – не одному человеку, а всей деревне, и, потому, обычно при них было два или три пастуха. Вот почему пастух мог оставить 99 овец; если бы он оставил их вообще без сторожа, то по возвращении обнаружил бы, что потерялось еще больше овец; но он мог оставить их на попечение своих пастухов-напарников, а сам искать заблудившуюся овцу.
  •       Результат. Находит и радуется (выражает восторг, сильная эмоциональная реакция) более, чем о 99 вместе взятых других.

 

Чему же нас учит эта притча:

  •       Во-первых, в вопросе заботы о людях нет места сухому статистическому анализу. Дескать одним больше, одним меньше –
  •       ничего страшного. Нет, Бог не приемлет такого отношения. Бог сам так относится к Своим детям и ожидает, что и дети будут также относиться друг ко другу.
  •       Во-вторых, мы не имеем права пренебрегать гибнущими людьми, говоря “Ага! Я же тебе говорил. Ты сам виноват”. Нет, настоящая любовь будет откладывать свою гордость в сторонку и прилагать все усилия, чтобы спасти такого человека.
  •       В-третьих, мы не можем ждать пока заблудившиеся братья и сестры вернутся сами назад. Скорее всего, они просто неспособны это сделать. Мы сами должны идти, искать их, достигать. Скорее всего они будут с раздражением отказываться от нашей помощи, но и тогда мы не должны оставлять их на произвол судьбы (а точнее, на произвол греха).
  •      В-четвертых, кающемуся и восстанавливающемуся христианину мы должны проявить множество радости и любви. Любви, в которой нет никаких укоров, нет недовольства, нет презрения, ничего кроме любви. Ведь мы так часто встречаем раскаявшегося и даем ему ясно понять, что он достоин презрения, что он ни на что больше не годен, и что ему вообще больше нельзя доверять. Не должно быть так.

Г. Божья воля (сердца Бога)

И наконец, мы подходим к четвертой истине, которую преподал Иисус Христос давая повеление не презирать других верующих. Эта истина сформулирована очень просто и кратко, но она на самом деле очень глубока и прекрасна. Она, по сути, вмещает в себя все предыдущие истины, которые мы рассматривали.

“Нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых этих”.

Слово “погиб”, которое употребляет здесь Иисус, относится к временному разрушению или потере.
Когда Божьи дети впадают в грех, грех разрушает их, делая бесполезными для Бога и для церкви, и лишает их счастья и правильных взаимоотношений с Богом с друг с другом.

Этот стих значит, что:

  • Бог Отец не хочет, чтобы кто-либо из Его малых этих был духовно ранен или ушибся, даже на короткое время.
  • Презирая Божьих детей, а особенно тех, кто заблудился, мы идем наперекор Божьей воле.

 

Давайте объединим уроки и практически выводы, которым мы научились из этих четырех истин:

1. Верующие находятся в особенном статусе у Бога.
2. Божье особое отношение к Своим детям должно формировать в нас уважение/почтение к другим верующим и некий хороший благоговейный страх перед Небесным Отцом этим верующих.
3. Также Божье особое отношение к Своим детям подает нам пример как мы должны поступать со своими братьями и сестрами.

Заключение

Итак, мы услышали повеление Христа не презирать Божьими детьми, нашими братьями и сестрами.
Мы обдумали в каких сферах жизни и при каких обстоятельствах мы можем презирать других верующих.
Мы были обличаемы Духом Святом посредством размышления над Божьим Словом.
Мы увидели, что стоит за этим повелением – какие причины, аргументы, какая мотивация.
Мы даже копнули чуть глубже и рассмотрели какое отношение, какая любовь Небесного Отца к Своим детям стоит за всеми этими аргументами.
Мы учились у Бога этому отношению.

Давайте сформулируем три практических решения, к которым, я верю, Бог призывает нас сейчас.

1. Будем следить за собой, как мы в повседневной жизни обращаемся с братьями и сестрами во Христе.
Сюда входит ежедневный анализ разных сфер нашей жизни:

  • отношения с женой/мужем/детьми/родителями
  • отношения с братьями и сестрами в церкви
  • отношения с людьми в домашней группе
  • отношения с людьми в том служении, которым мы занимаемся в церкви
  • отношения с малознакомыми людьми в церкви
  • отношения со сложными, непонятными и даже неприятными людьми, которые тем не менее являются Божьими детьми

2. Посвятим себя тому, чтобы формировать/воспитывать в себе такое же отношение к другим верующим, как у нашего Небесного Отца.

К этому относится:

  • Посвящение познавать Бога
  • Посвящение изучать и исследовать Божье Слово – Библию (как самое первое и важное средство познания Бога)
  • Посвящение смиряться, любить других людей и отказываться от своих (пусть даже законных) интересов

3. Прославим Бога за Его глубокую, нежную, заботливую любовь.

  • Будем любить Его сильней
  • Еще решительнее посвятим себя предыдущим двум решениям
  • Будем молиться и иметь время хлебопреломления – воспоминания о жертве Христа за нас.