28 Апр Где Иосиф находил силы для стойкого и радостного перенесения трагедий его жизни?
Быт. 37-50
1.Темные моменты нашей жизни и как мы их переносим
2. Где мужи Божии находили силы для стойкого и радостного перенесения тяжелейших моментов жизни?
Мы изучим жизнь Иосифа, но обратим внимание и на Иеремию, и на Иова, а также на апостола Павла.
Быт.37
Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.
Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.
1-е испытание для Иосифа – Отец не мудро выделил его среди братьев
И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим:и они возненавидели его еще более.
Он сказал им:выслушайте сон, который я видел:
Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
И сказали ему братья его:неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.
И видел он еще другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря:вот, я видел еще сон:вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне.
И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему:что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?
Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.
Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем.
И сказал Израиль Иосифу:братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему:вот я.
Откуда у Иосифа такая сила в характере, что он готов идти в жуткий дискомфорт? На чем строилась его способность принимать дискомфорт и расставаться со своим «счастьем»?
[Израиль] сказал ему:пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.
И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря:чего ты ищешь?
Он сказал:я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?
Иосиф действительно хотел угодить Богу, когда выполнял поручение отца, именно поэтому он не воспользовался возможностью избежать дискомфорта с отличным оправданием, что не нашел братьев.
И сказал тот человек:они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили:«пойдем в Дофан». И пошел Иосиф за братьями своими, и нашел их в Дофане.
И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.
И сказали друг другу:вот, идет сновидец;
Пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой- нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.
И услышал [сие] Рувим, и избавил его от рук их, сказав:не убьем его.
И сказал им Рувим:не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
Ради Бога ли Рувим это делал? Готов ли он был пойти на страшный дискомфорт, чтобы прославить Бога праведным поведением в этой ситуации? Судя по всему, что Рувим, как минимум, не до конца искал славы Божьей. Рувим поступал не так как Иосиф.
Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,
И взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.
И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан:идут они отвезти это в Египет.
И сказал Иуда братьям своим:что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?
Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались.
И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет.
Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои,
И возвратился к братьям своим, и сказал:отрока нет, а я, куда я денусь?
Вот, что двигало Рувимом! Суть его мотивации: «а, Я куда денусь?». Во многом ради себя он хотел спасти Иосифа и раз это стало не возможно, то он принял план братьев, чтобы продолжать спасать себя от проблем с отцом.
И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью;
И послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали:мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
Он узнал ее и сказал:[это] одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.
И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.
И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал:с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
Судя по реакции Иакова, он не смог принять тот страшный дискомфорт, который пришел в его жизнь с потерей любимого сына. Он не смог найти утешения в Боге, он не смог найти радости в Боге в этой сложной ситуации его жизни.
Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.
Сначала братья возненавидели его, затем возненавидели еще больше. Затем отец послал его в самое логово его братьев. После чего они захотели убить Иосифа, а далее решили как собаку продать чужеземцев, чьего языка он не знал. В результате Иосиф из любимого сына превратился в вещь, из богатой семьи он рухнул на дно рабской жизни.
Чем могло наполниться сердце Иосифа? Как он мог отреагировать на полное разрушение всех его ожиданий, всех его представлений о жизни, всех его мечтаний, всего его понимания, как Бог будет вести его?
- депрессия
- обида
- бунт
- требования
- ненависть
- злость
- недовольство
- ощущение бессмысленности жизни
Но его сердце смогло отреагировать по другому на все трагические изменения его жизни. Его сердце смогло отдать в жертву свои представления и ожидания от жизни и в результате смогло сфокусироваться на славе Бога, на Его благости, мудрости и плане освящения Иосифа.
Именно так получают силу, защищенность и радость в страданиях все мужи Божии. Так получал утешение и силу апостол Павел и братья его команды служения.
2Кор.4:3-12
Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа,
Который есть образ Бога невидимого.
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
Так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас.
Быт.39
Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
И был Господь с Иосифом:он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.
То, что сердце Иосифа в трагических обстоятельствах жизни было сосредоточено на Боге и получало от Бога сверхъестественное утешение и силу было очевидно для безбожников, которые были рядом.
И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицом.
И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала:спи со мною.
Иосиф был предан своей семьей. Он потерял будущее. Он был низвергнут с высоты богатой семьи на дно рабства в чужой стране, в чужой культуре. Он стал вещью. Но вот Бог дал ему облегчение страданий и Иосиф занял хорошее место в богатом доме.
И вот все это облегчение оказалось под атакой. Раба могут лишить последней радости. На одной чаше весов находился минимальный комфорт жизни раба, а на другой находилась слава Божья, которая должна быть явлена в праведном поведении Иосифа в ответ на сексуальное искушение.
И Иосиф вновь сделал свой выбор. Он положил на жертвенник свои желания и представления о жизни, чтобы возвеличился Христос.
Но он отказался и сказал жене господина своего:вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?
Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,
Иосиф сто раз мог найти оправдание для того, чтобы согрешить с ней и таким образом сберечь свою жизнь. Но он постоянно выбирал славу Божью, а не себя.
Случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
Она схватила его за одежду его и сказала:ложись со мною. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
Кликнула домашних своих и сказала им так:посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,
И он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
И пересказала ему те же слова, говоря:раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною,
Но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря:«так поступил со мною раб твой», то воспылал гневом;
И взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя (враги государства). И был он там, в темнице.
И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.
И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.
Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с [Иосифом], и во всем, что он делал, Господь давал успех
Безбожника было очевидно, что Иосиф проживает трагические ситуации своей жизни ради славы Бога, а не ради себя любимого. И это показывало им, что Иегова абсолютно не такой Бог, как их, так сказать боги.
Быт.40
Иосиф в темнице толкует сны виночерпия и хлебодара фараоновых
14. Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома,
15. Ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.
23. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.
Это еще одна несправедливость. Это еще одно крушение надежд, крушение представлений о мире. Но это не было крушением надежд о Боге.
Иосиф твердо знал, что его жизнь не находиться во власти отца, братьев, Потифара или его жены. Иосиф твердо верил, что его жизнь не зависит от виночерпия и даже от фараона. Иосиф осознавал, что вся его жизнь зависит только от Бога.
Притчи 21:1
Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод:куда захочет, Он направляет его
Иеремия в темный период жизни также переживал борения, но утешался характером Бога и Его всевластием.
Плач Иеремии 3:1-40
Я — человек, испытавший горе от жезла гнева Его.
Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет.
Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою;
Измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои;
Огородил меня и обложил горечью и тяготою;
Посадил меня в темное место, как давно умерших;
Окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои,
И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою;
Каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.
Он стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте;
Извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто;
Натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел;
Послал в почки мои стрелы из колчана Своего.
Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.
Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.
И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,
И сказал я:погибла сила моя и надежда моя на Господа.
Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи.
Твердо помнит это душа моя и падает во мне.
Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:
По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
Господь — часть моя, говорит душа моя, итак, буду надеяться на Него.
Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
Благо человеку, когда он несет иго в юности своей;
Сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него;
Полагает уста свои в прах, [помышляя]:«может быть, еще есть надежда»;
Подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением,
Ибо не навек оставляет Господь.
Но послал горе, и помилует по великой благости Своей.
Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих.
Но, когда попирают ногами своими всех узников земли,
Когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего,
Когда притесняют человека в деле его:разве не видит Господь?
Кто это говорит:«и то бывает, чему Господь не повелел быть»?
Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои.
Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу.
Глава 41
1 Сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и колосьях.
9 Иосиф, взятый из темницы, толкует сны.
37 Фараон назначает его надзирателем, ниже только себя, и дает ему жену. Семь плодородных лет. Рождение Манассии и Ефрема.
53 Семь лет голода
Глава 42
1 Старшие братья Иосифа приходят в Египет за хлебом; 6 неузнанный ими Иосиф посылает их обратно, требуя привести с собою Вениамина.
29 Их рассказ Иакову, который отказывается отпустить Вениамина
36. И сказал им Иаков, отец их:вы лишили меня детей:Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите,— все это на меня!
37. И сказал Рувим отцу своему, говоря:убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.
38. Он сказал:не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб
Глава 43
1 Израиль посылает своих сыновей в Египет с Вениамином ПОТОМУ, ЧТО ГОЛОД УСИЛИЛСЯ.
15 Иосиф принял их, оказав особое внимание Вениамину
Глава 44
1 По приказанию Иосифа в мешок Вениамина подкладывают серебряную чашу. Братья приведены обратно к Иосифу.
18 Иуда согласен стать рабом вместо Вениамина
Глава 45
1 Иосиф открывается своим братьям
9 и поручает им привести отца и свои семьи в Египет
1. Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими:
Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.
Иосиф не мог более удерживаться при всех, стоявших около него, и закричал:удалите от меня всех! И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.
И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
И сказал Иосиф братьям своим:я — Иосиф. Жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
Иосиф объясняет, как он понимает свои трагедии жизни и кто был их причиной.
И сказал Иосиф братьям своим:подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал:я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
Ибо теперь два года голода на земле:[остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону, и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской.
9. Идите скорее к отцу моему и скажите ему:так говорит сын твой Иосиф:«Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли.
Глава 50
1 Иосиф с братьями хоронит отца в Махпеле
14 и ободряет братьев. 22 Его старость и кончина
14. И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все, ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали:что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали?
И послали они сказать Иосифу:отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
Так скажите Иосифу:«прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло». И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
Пришли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали:вот, мы рабы тебе.
И сказал Иосиф:не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть:сохранить жизнь великому числу людей;
Итак, не бойтесь:я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их.
И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа
3. Итоговые истины
1) Постоянно познавайте драгоценность нашего Спасителя и Господа.
2) Не спешите реагировать, жизнь сложнее чем нам кажется.
3) Не доверяйте себе как наивысшей инстанции в ваших представлениях о жизни, понятиях о счастье и в толковании того, что происходит.
4) Вспоминайте, что ваша жизнь находиться только во власти Бога и никого и ничего другого.
5) Выбирайте предавать на смерть свои представления о том, как все должно складываться и то, что счастьем для вас является комфортное течение жизни.
6) Выбирайте верить, что счатье для вас это быть близко с Богом и находиться в сиянии Его славы и Его воли, а не вашей.
7) Решайте разыгрывать главную пьесу вашей жизни на сцене каждого страдания, а именно, решайте являть славу Христа, через праведное и созидательное поведение в проблеме.