17 Сен Философия служения домашних групп. Часть 1
Самое важное, что Господь делает сегодня в мире – Он неустанно по Своему извечному мудрому определению строит Свою церковь.
Аудио – Философия служения домашних групп. Часть 1. Николай Скопич
«Философия служения домашних групп церкви Алмаз»
1.Введение.
Самое важное, что Господь делает сегодня в мире – Он неустанно по Своему извечному мудрому определению строит Свою церковь.
Церковь это не здание, не фирма, не организация, не ассоциация, не корпорация или бизнес, и не частный кооператив. Это также не культурный или этнический или развлекательный или интеллектуальный центр; это не театр, не филармония, не концертный зал, не зал органной музыки или хорового искусства, это не массажный салон, где притушив свет человек должен расслабиться, это не планетарий где люди смотрят в потолок.
Церковь это люди, которых Бог, возродив Своим Духом через проповедь Евангелия, сделал Своими детьми и соединил в одну семью с определенным предназначением и методом выполнения этого предназначения.
Предназначение (ДНК, виденье) церкви : «Явление ВЕЛИЧИЯ БОГА, РАДОСТНОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ перед Ним, под руководством и с силой СЛОВА БОЖЬЕГО».
Средство выполнения предназначения церкви «Алмаз» или промежуточная цель.
Сформулированное «средство», предназначено для того, чтобы ясно понимать и представлять другим то, КАКИМ ОБРАЗОМ церковь достигает выполнения своего предназначения – ДНК.
«Совершенствовать детей Божьих в зрелых служителей, созидающих церковь и распространяющих Божье Царство в мире».
Божья церковь по всей земле выражает свое существование в поместных общинах в разных странах и городах. Поместные церкви очень разнообразны и по своему специфичны, имеют свои особенности и находятся на разных этапах развития.
Наша церковь также находится на определенном этапе развития. Реформация нашей церкви, которая началась в 2008 году затронула такие вопросы как:
Роль Слова Божьего;
Величие Бога;
Роль богословских истин;
Понимание церкви;
Понимание библейского пути созидания церкви;
Понимание роли пастырей и других служителей для созидания душ;
Понимание Евангелизма;
И другие вопросы.
Сейчас пришло время для того, чтобы пересмотреть вопрос служения домашних групп. Пересмотреть так, чтобы привести это служение к библейскому предназначению церкви и библейскому средству выполнения этого предназначения.
Сразу хочу сделать очень важное уточнение – мы называем эту часть нашей церковной жизни служением домашних групп, (не ячейками, не клетками, не программами, не «разборами», не клубами, и не кружками) потому что нам не просто важно наличие групп и их количество и мы не ставим перед собой цель просто занять людей чем то интересным или создать новую программу религиозной активности. Мы называем это служение домашних групп, потому что это очень существенный фактор в развитии церкви, способствующий достижению общей цели, которая определяется Словом Божьим – «дети Божьи, зрелые, радостные, свободные и использующие свою свободу для созидания церкви и влияния на мир».
Еще нужно отметить, что по важности и приоритетности это служение уступает только библейской проповеди и библейскому пасторству, без которых церковь перестает быть церковью в библейском смысле слова. При чем существует много разных служений в церкви и все они существенны и актуальны. Однако, если внимательно посмотреть, то домашние группы есть ничто иное как продолжение пасторского служения и библейской проповеди.
Итак, домашние или малые группы играют сверхважную роль в процессе достижения главной цели Бога – созидание церкви, через созидание душ Своих детей.
Наша цель сегодня заключается в том, чтобы ясно увидеть какова роль домашних групп, какую функцию они имеют в жизни поместной церкви. Я очень хочу побудить всех вас стать живой частью служения домашних групп.
Мы с вами рассмотрим этот вопрос в свете Писания в следующем порядке:
1) Библейское основание для служения д.г.
2) Библейские цели служения д.г.
3) Библейские требования к лидерам и членам групп.
2. Библейское основание для служения д.г.
Домашние или малые группы это не просто красивая идея какой то одной церкви или какого то способного образованного семинариста пастора или творческой группы по созданию альтернативных программ.
Концепция домашней группы берет свое начало в Слове Божьем, которое для каждого верующего является «каноном» или авторитетом или измерителем всей жизни как личной, так и церковной.
И это важно знать для каждого верующего и особенно для тех, кто является или хочет стать членом церкви «Алмаз».
Я приведу несколько текстов – некоторые из них достаточно прямо говорят о домашних группах, некоторые – в силу их применения показывают, что домашние группы необходимы и очень важны для развития церкви и ее здоровья.
Деяния 2:41-47 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба, и в молитвах…. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Деяния 5:42 «…И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе»
Деяния 8:3 А Савл терзал церковь, входя в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
Деяния 20:20-21 «… как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа»
Римлянам 16:3-4 Приветствуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, – и домашнюю их церковь.
Римлянам 16:15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
Это были тексты, которые очень ясно говорят о жизни церкви, выраженной в малых собраниях верующих.
Теперь посмотрим на несколько текстов, где нет упоминания о малых группах, но в качестве применения, домашние группы являются крайне необходимыми. Первый из них это великое поручение Иисуса Христа…
Матфея 28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
Обратите внимание на масштаб, серьезность, и интенсивность той работы, которую Христос оставил своим ученикам – учите все народы соблюдать все, что Христос повелел.
Это задача, которую Христос поручил, чтоб мы делали постоянно и везде. Если вы изучали этот текст, то слово идите в греческом, это деепричастие и должно было быть переведенным как идя (as you go оr while you are going). Это значит, что христианин это тот, кто в любом месте, на работе, по дороге, в школе, в доме и т.д. должен быть учеником Христа, Его последователем, Его отражателем.
Одной воскресной проповеди недостаточно, чтобы всему, что Христос повелел, научить. Воскресной проповеди недостаточно, чтобы научить христиан всему необходимому из Слова Божьего. Домашние группы предоставляют такую возможность – учить применять истину и учение Христа в повседневной жизни.
Еще один текст, который указывает на ту же сферу жизни церкви, только акцент здесь на всю церковь, которая должна быть живым организмом.
Ефесянам 4:16 Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидании самого себя в любви»
В теле нет ни единого органа ненужного или лишнего. Каждый верующий при действии в свою меру является созидающей частью тела. Еще одна деталь – созидание тела, т.е. его развитие и благополучие возможно только тогда когда каждый член взаимодействует. Церковь это братство служителей.
Мы, лидеры церкви, меньше всего заинтересованы в количестве народа, собирающегося на наши воскресные собрания. Это конечно хорошо, что люди приходят и мы уверены, что они получают благословение от каждого собрания. Но что важно для пастырей и лидеров церкви – насколько каждый член церкви является живым органом тела, что легче увидеть не на наших больших собраниях, но в контексте малой группы верующих.
Итак, мы видим, что концепция домашних групп – не плод человеческого ума или каких то субъективных желаний. Это жизнь церкви как тела Христова…
Не иметь времени для этого, нерадеть об этом, быть пассивным или пренебрегать этим, может быть доказательством безучастности или непринадлежности к телу, но больше этого – непослушанием Богу.
Евреям – это послание учащее об уникальной роли Христа и важности жизни для Него. И как практическое выражение верного отношения ко Христу, Бог помещает Евр.10:25 в послание.
Евр 10:25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
На основании вышеприведенных отрывков и тех, что еще будут приведены ниже, мы убеждены, что «нормальное» христианство не может практиковаться без участия в домашней группе. Именно поэтому в завете членства церкви «Алмаз» участие в домашней группы, является одним из ожиданий, которое предъявляется членам церкви.
3. Библейские цели служения домашних групп.
Цели служения домашних групп, да и любого другого служения церкви, проистекают из предназначения церкви и библейского средства (метода) выполнения этого предназначения. Ни что не должно противоречить основному предназначению, которое Бог заложил для Своих детей.
Это ясно можно увидеть из:
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:41-47)
42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.
(Деян.5:42)
В этих отрывках служение домашних групп было выражением простого библейского христианства, верного пасторства и библейской церковности.
Также в послании Ефесянам, которое описывает истинное христианство и библейскую церковь, ясно доносит до нас предназначение домашних групп.
Общее описание служения домашних групп
Домашние группы организованы с целью осуществления пасторского попечения о всех членах церкви в соответствии с общим предназначением (философией) церкви;
Главная функция домашних групп заключается в продуманной целенаправленной духовной работе, т.е. ученичестве, с каждым членом церкви для созидания церкви в целом как живого организма;
Все члены церкви не только поощряются, но имеют своей привилегией и обязанностью быть частью какой либо из групп;
Лидерство каждой из групп осуществляется братьями, избранными для этого служения и утвержденными пасторским (в дальнейшем и церковным) советом церкви;
Все лидеры домашних групп и их группы подотчетны во всех сферах этого служения ответственному пастору и пасторскому (в дальнейшем и церковному) совету.
Размеры групп определяются количеством имеющихся служителей, ведущих д.г. и эффективностью достижения стоящих перед ней целей.
Прежде чем мы изучим библейские цели домашних групп, указанные в Писании, нам нужно указать на неверные или те, которые могут очень незаметно заменить их.
Мы сперва ответим на вопрос чем домашние группы не являются и затем посмотрим на их библейские цели.
Чем домашние группы не являются?
Это не ток-шоу с занимательными личностями;
Это не место теологических дебатов или споров;
Это не клуб «друзей-единомышленников»;
Это не клуб знакомств;
Это не «друзья по несчастью» (АА);
Это не место, где каждый может выговориться от души или говорить что «на сердце» или что душе угодно;
Это не место, где можно просто хорошо провести время;
Это не группа людей с одинаковыми интересами (политика, рыбалка, бизнес, развлечения, хобби, национальность, родство);
Это не группа «просто общение» или «просто пение»;
Это не время только «чаепития» или более «насыщенных посиделок».
Для чего домашние группы существуют?
Все, что мы получаем в христианской жизни, и саму жизнь, мы получаем незаслуженно, по благодати. Но у Бога есть Его же пути, которые Он предназначил для духовного роста Своих детей.
В индивидуальном порядке, в жизни каждого христианина это личная молитва, личное изучение Слова, личное поклонение Богу. Это неизменные средства обретения благодати.
Но Бог с Своем Слове показывает нам и общественный аспект, т.е. общность верующих, их взаимосвязь друг с другом, их живой созидающий контакт друг с другом, что выражается в различных событиях или мероприятиях общения поместной церкви, которые Бог использует как инструменты, как пути, или как средства роста в благодати.
Дух Святой действует через все эти сферы деятельности и приносит в жизнь верующих те благословения, которые невозможны в индивидуальном порядке: проповедь в контексте церкви есть инструмент благодати, молитва друг за друга, совместное поклонение, вечеря как свидетельство другим о продолжающемся общении со Христом, крещение как свидетельство перед всей церковью о полном пожизненном посвящении себя Господу, церковная дисциплина, пожертвования, общение, изучение Слова, различные служения.
Итак, цели служения домашней группы:
1. Поклонение Богу (в пении и молитве).
Поклонение Великому Богу, являет Его славу на земле. Это поклонение выражается всею жизнью. Научиться такому поклонению можно лишь через библейские церковные средства возрастания в Боге. В эти средства входят многие моменты устройства церкви, одно из них верное служение домашних групп с их составляющими, которые разъясняются в этой учении. Служение домашних групп содержит пасторское служение, изучение Слова, служение друг другу и благовестие.
Следует особенно выделить поклонение в виде молитв возносимых Великому Владыке, а также в виде пения библейских песен. Через молитву и пение душа возрастает и приближается к Богу.
Псалом 70:22-24 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! 23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; 24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою…
Колоссянам 3:16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
(Еф.6:18)
2. Пасторская забота о каждом члене поместной церкви.
Домашние группы являются продолжением проповеди, а именно ее практического применения. Домашние группы организованы с целью осуществления пасторского попечения о всех членах церкви в соответствии с общим предназначением (философией) церкви.
Это своеобразная лаборатория по применению Писания.
Деян 11:21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
Важно отметить что 1) те, кто уверовали нуждались в ученичестве и 2) лишь те, кто учились, т.е. находились под влиянием апостолького учения, назывались христианами.
Деян 14:21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Здесь мы видим пасторскую работу Павла, которая обязательно следует после евангелизационной работы. Одно не может быть успешным без другого.
Деян 20:28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Термин внимайте, который употребляет здесь Павел proseho (prose,cw), значит обращать внимание, переживать, заботиться, посвятить себя, думать тщательно о разных сферах жизни. Павел говорит именно о сути пастырской работы – внимательно и тщательно и постоянно и неустанно смотреть, понимать, решать духовные нужды всей церкви во всем ее количестве.
1 Петра 5:1-4 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
Интересно отметить, что второй стих дословно в оригинале имеет следующий порядок – пасите какое у вас стадо Божье. Обратите внимание на смысловую нагрузку на слова какое у вас. Здесь же Петр добавляет несколько характеристик служения – охотно, богоугодно, усердно… Это говорит о привилегии и об ответственности лидеров групп перед Богом за каждого члена церкви, которые в свою очередь даны Богом для нас лидеров.
Еще один текст, который говорит о важности пастырской заботы и отношения членов церкви к лидерам церкви, пастырям:
Евр 13:17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
Повиновение членов церкви в этом стихе мотивируется тремя факторами пастырской работы:
1) неустанная забота о душах – пастыри или наставники это люди, которые заботятся больше всего о состоянии души, о внутреннем мире человека, т.е. его или ее сердца: желаний, мыслей, убеждений, воли, решений, ценностей, приоритетов итд
2) отчетность перед Богом – за каждого члена церкви пастыри будут нести отчет перед Богом
3) опасность неэффективности служителя и последующего уныния – каждый пастырь ответственен за то, чтобы расти самому и постоянно учиться в том, чтобы делать свой труд лучше и лучше, но в этом тексте говорится о том, что члены церкви могут быть причиной уныния или горечи, что сделает работу и труд их лидеров непродуктивной и впоследствии нерадостным служением.
3. Изучение слова с целью практического применения.
Необходимо отметить, что не изучение Слова является главной целью группы. Изучение Писания это путь или средство достижения главной цели.
В чем же главная цель? Некоторые сегодня изучают слово и даже знают много наизусть, но, к сожалению, остаются такими же – их жизнь, привычки, мысли, чувства не изменяются. Хуже еще то, что есть те, которые становятся гордыми людьми с головой набитой библейскими фразами. Благодать Божьего слова не проникает в их сердце…
Но, если Слово Божье это откровение бесконечно великого Бога и Его беспредельно славной личности, то всякое верное изучение его будет производить в человеке внутреннее смирение перед Ним, сердечное признание Его абсолютного авторитета и желанная удовлетворенность в Нем. Другими словами, мы изучаем Слово для того, чтоб найти там новые или напомнить себе об уже известных причинах в тексте, чтобы славить Бога и благодарить Его.
Втор 32:46-47 … тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
Деян 2:42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Деян 20:20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам…
Матфея 4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Изучение и применение Слова Божьего является средством созидания душ, уподобления их Христовому характеру.
4. Служение друг другу с целью созидания церкви.
Все верующие и каждый верующий призван к служению. Все истинные христиане служат. Пасторы и проповедники снабжают для служения, но служат все верующие.
И это не происходит в первую очередь только на сцене. Это будни церкви. Это обычные дни, где мы ищем и изобретательны для добра. Это очень хорошо показано в следующем тексте:
1 Кор 12:24-26 … и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
Если вдруг кто-то из нас не служит, то это может происходить по причине себялюбия или непонимания библейского служения. Мы находим более 50 раз в НЗ фразу «друг друга». Все что говорится в этих случаях, является служением. Посмотрите этот простой и замечательный список служений или возможностей умирать для себя и жить для другого.
любите друг друга (Ин. 13:34; 15:12, 17; 1 Пет. 1:22; 1 Ин. 3:11; 1 Фес. 4:9)
не злословьте друг друга (Иак. 4:11)
не сетуйте друг на друга (Иак. 5:9)
признавайтесь друг пред другом (Иак. 5:16)
молитесь друг за друга (Иак. 5:16)
будьте страннолюбивы друг ко другу (1 Пет. 4:9)
служите друг другу (1 Пет. 4:10; Гал. 5:13)
подчиняйтесь друг другу (1 Пет. 5:5)
приветствуйте друг друга (1 Пет 5:14; Рим 16:16; 1Кор. 16:20)
имейте общение друг с другом (1 Ин. 1:7)
будьте братолюбивы друг ко другу (Рим. 12:10)
будьте почтительны друг ко другу (Рим. 12:10)
не судите друг друга (Рим. 14:13)
не будьте преткновением друг другу (Рим. 14:13)
принимайте друг друга (Рим. 15:7)
угождайте друг другу (Рим. 15:12)
наставляйте друг друга (Рим. 15:14; Евр. 3:13)
ждите друг друга (1 Кор. 11:33)
одинаково заботьтесь друг о друге (1 Кор. 12:25; Фил. 2:4)
не угрызайте друг друга (Гал. 5:15)
не истребляйте друг друга (Гал. 5:15)
не раздражайте друг друга (Гал. 5:26)
носите бремена друг друга (Гал. 6:2)
снисходите друг ко другу (Еф. 4:2; Кол. 3:13)
говорите истину друг другу (Еф. 4:25)
будьте добры друг ко другу (Еф. 4:32)
будьте сострадательны друг ко другу (Еф. 4:32)
прощайте друг друга (Еф. 4:32; Кол. 3:13)
повинуйтесь друг другу (Еф. 5:21)
не говорите лжи друг другу (Кол. 3:9)
вразумляйте друг друга псалмами (Кол. 3:16)
утешайте друг друга (1 Фес. 4:18)
увещавайте друг друга (1 Фес. 5:11; Евр. 10:25)
ищите добра друг другу (1 Фес. 5:15)
будьте внимательны друг ко другу (Евр. 10:24)
«Служение это не должность, но стиль жизни, посвященный возрастанию других в вере и святости. Служить, таким образом, важнее чем жить».1
В служении друг другу стоит выделить несколько моментов особенно:
4-а. Общение с целью развития теплых искренних заботливых отношений в которых созидаются души христиан.
Несколько хочу остановить ваше внимание на текстах, которые дают нам библейское представление об общении. Это не просто разговор, но разговор об всем чтоб сводился к одному – оценки и дальнейшему поощрению расти в отношениях с Богом.
1Иоан 1:1-4 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,– 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение– с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна…
Филиппийцам 2:1-2 Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны…
Ефесянам 4:15 …но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви
4-б. Молитва друг за друга.
Когда мы читаем в Деяниях о жизни перво-апостольской церкви, мы видим что молитва была неотъемлемой частью. Вся книгда пропитана молитвой. Это действительно было дыханием церкви. Без этого вся их жизнь и служение была бы невозможной. Это есть мощные средства, ежедневно используемые Святым Духом, чтобы принести благословение христианам.
Молитвенные штрихи в Деянии – 1:14, 24, 2:42, 3:1, 4:24-31, 6:4-6, 7:59, 8:14-15, 9:11, 9:40, 10:9, 30, 11:5, 12:5, 13:3, 14:23, 16:25, 22:17, 28:8. Один из этих текстов:
Деяния 12:5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу
Это была объединенная молитва, прилежная молитва, постоянная молитва, конкретная молитва, богоцентричная молитва.
Иакова 5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Ефесянам 6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
Что ожидаете вы от Господа? О ком молитесь сегодня вы? О чем вы молились последний раз? Кто молится о вас?
4-в. Подотчетность другу другу.
Подотчетность очень может быть резкое слово или неприятное для кого то, поэтому, позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Речь не идет о том, чтоб отчитываться друг перед другом во всех деталях жизни или контролировать друг друга. Совсем нет. Когда моя жена спрашивает о том, как у меня дела, она не конролирует меня. И когда она обличает меня, заметив мои промахи в какой то ситуации, она не делает чего то ненужного. Как раз наоборот, находясь со мною, она помогает мне быть лучше, мудрее, скромнее, осторожнее, деликатней, понятнее, добрее.
Таким образом, речь идет о более важном аспекте христианской жизни. Этот процесс называется освящением – это когда что-либо неугодное Богу в моей жизни замечено мной или другими, и в результате общения или беседы, оставляется и заменяется истиной Его слова для новых последующих поступков.
И когда Бог дает благодать вам побеждать искушения, проходить через трудности, заменять уныние на радость в Боге, вы неизменно захотите рассказать другим. Малые группы и существуют для этой цели – быть местом, где мы можем свидетельствовать о том, что делает Бог в нашей личной жизни, как истина Его слова меняет нас.
Вы не сможете расти, не сможете изменяться без открытых отношений с другими более зрелыми братьями и сестрами, которые могут лучше видеть чем вы сами, которые имеют больше опыта, или даже тех, которые просто способны напомнить о том, что говорит Библия. Это часто делают с нами даже дети.
Для Давида это был Нафан и я хочу повторить, что для каждого Давида нужен Нафан. Кто ваш? Кому вы дали право спрашивать о вашей личной жизни? Когда вы были благословением для другим именно в этой сфере, будучи открытым душой и сердцем.
Посмотрите несколько текстов:
Евреям 3:12-13 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: „ныне “, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
Автор употребляет термин смотрите (ble,pw), что означает смотреть внимательно и различать предметы. Он повелевает нам внимательно смотреть в свое сердце. Кто не смотрит в свое сердце, того Библия называет глупым. Пр 14:15 Глупый верит всякому слову, благоразумный внимателен к путям своим.
Но здесь он также говорит о том, что мы должны наставлять друг друга каждый день.. Термин parakaleo (parakalei/te), которым назван Дух Святой Утешитель означает звать на чью либо сторону.
Иакова 5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Галатам 6:1-3 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. 3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
В 18 веке, Самуил Уэсли организовал религиозную общину, которая тоже была поделена на группы (что-то вроде домашних групп). Это были группы подотчетности отдельно среди братьев и сестер. Они было очень популярны в свое время и несколько вещей могут быть поучительными для нас.
Каждый, кто хотел иметь общение в такой группе должен был ответить на вопросы:
Имеешь ли ты мир с Богом через веру в Иисуса Христа?
Готов ли ты к тому, чтоб тебе говорили о твоих недостатках?
Хочешь ли ты, чтоб кто-либо из нас говорил тебе о том, что он думает о тебе и о своих переживаниях о тебе?
Готов ли ты к тому, что мы будем говорить тебе все, что мы слышим, думаем, чувствуем о тебе, и что нас беспокоит о тебе?
Хочешь ли ты, чтоб, делая это, мы могли подойти к твоему сердцу очень близко и проверить его до глубины?
После присоединения задавались следующие вопросы:
Какой грех ты совершил с тех пор как мы виделись последний раз?
Какие искушения ты встречаешь на пути?
Как ты их предолеваешь?
Что ты думал, говорил, или сделал, что возможно было грехом?
1 Иоан 1:5-10 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха,– обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Грех нуждается в темноте, чтобы расти – он нуждается в изолировании прикрытом правом на личную жизнь (privacy). Нужно идти к свету, чтобы предотвратить нас от греховных привязанностей и привычек
«Невовлеченные в жизнь церкви члены вводят в заблуждение не только истинных членов, но также и нехристиан, относительно того, что означает быть христианином. Вдобавок к этому, «активные» члены церкви никоим образом не служат «неактивным» членам, позволяя последним оставаться членами церкви; ибо членство есть всеобщая поддержка спасения человека. Это должно быть ясно понято: членство в церкви является всеобщим свидетельством этой церкви спасению отдельного члена».2
5.Благовестие.
Говоря об этой важной части жизни группы, нужно отметить опасные тенденции, которые иногда становятся характеристикой некоторых людей, но также и всей группы.
Две из них особенно опасны – потребительский дух и приватизация. Потребитель это тот, кто считает, что группа существует для меня. «Все, что там происходит, всегда должно устраивать меня, должны учитываться мои интересы, мои нужды». В какой то мере малые группы для этого и существуют, но это не должно стать оправданием для эгоистичных ожиданий и себялюбивых требований одного. Такой субъективный и однобокий подход коренится только в сердце эгоиста, человека который полон собой, занят собой, восхищен собой или недоволен, но тоже собой или из за себя.
Другая опасность это приватизация группы. Что я имею в виду? Это когда группа или некоторые ее члены привыкают к своей группе настолько, что не хотят никаких перемен. Статичное состояние это результат такой тенденции. Люди мало беспокоятся о состоянии других и очень редко думают о том, чтобы другие могли испытать радость жизни во Христе. Это относится к нашей ответственности благовестия – возвещения благой вести об Иисусе Христе другим.
Благовестие это еще одно очень важное дело или предназначение малой или домашней группы. Изучая внимательно жизнь первых христиан, мы видим, что благовестие было неотьемлемым делом.
Деяния 2:46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Смотрите, верующие жили жизнью общения, поклонения Богу, и одним из результатов было спасение грешников.
Очень важное наблюдение – благовестие это не событие, не крусейд, не тысячное так называемое евангелизационное собрание с хорами и оперными певцами, не кампания против спида или курения, не социальная программа. Это стиль жизни. И это наше назначение и цель домашней группы.
«Миру нужно увидеть ценность Христа через дела и слова увлеченного Богом народа».3
1Пет 2:11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Домашние группы это среда для благовестия, где неверующие или религиозные люди, смотря на наши отношения видят Христа отображенного в жизнях реальных людей в обычных обстоятельствах жизни, словах, делах итд. Это среда где неверующий соприкасается с реальностью действующего Евангелия, с реальностью Бога.
1Петра 2:9 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Каждая группа должна быть не самодостаточной или самодовольной, но стратегической миссионерской точкой. Это желание каждого верующего осуществляется на личном уровне, а также в контексте группы.
«Если вы не имеете желания приводить людей ко Христу, вы сами не спасены! Будьте уверенны в этом»!4 Сперджен.
Итак, вот
Библейские цели для домашней группы:
1.Поклонение Богу (в пении и молитве).
2. Пасторская забота о каждом члене поместной церкви.
3. Изучение слова с целью практического применения.
4. Служение друг другу с целью созидания церкви.
5. Благовестие.
6. Библейские требования (характеристики) к лидерам и членам групп.
Какими должны быть те, кто на сегодняшний день являются лидерами или пастырями домашних групп? Библия говорит об этом и нам нужно знать это, потому что без библейского лидерства группа не сможет быть средством Библейского возрастания и служения.
Для того чтобы было очевидно, как библия учит о характеристиках ведущего и членов домашней группы, стоит прояснить логическую цепочку библейского учения:
1.Деяния 2:41-47 описывает библейское созидание церкви (6 моментов).
2.Деяния 2:46 и 5:47 учит, в каких формах происходило это созидание церкви (общие собрания и домашние группы).
3.Таким образом, задача домашней группы, заключается в том, чтобы реализовывать созидание церкви, как это описано в Д.2:41-47. Отсюда проистекают цели служения домашней группы.
4.Исходя из предназначения (целей) домашних групп должны быть определены характеристики ведущего и членов домашних групп.
1. Требования (характеристики) к лидерам д.г.
Исходя из предназначения группы, ведущие группы не являются:
1.Бизнесменами.
2.Политиками.
3.Лекторами.
4.Развлекателями.
5.Модераторами.
6.Организаторами.
7.Лидерами специфического служения (милосердия или евангелизма).
Также лидерами «таких» домашних групп не могут быть женщины, т.к. Писание учит, что женщины не могут быть пасторами.
Исходя из предназначения домашних групп, служение ведущего является продолжением служения рукоположенных (апостолов) пастырей. Поэтому текст, который лучше всего суммирует качества ведущих групп, мы находим в 1Тим 3:1-7. Однако стоит заметить, что этот текст в первую очередь и напрямую описывает характеристики тех, кто может быть рукоположен на пасторское служение. К ведущим же групп этот текст относится лишь в той мере, в которой они являются продолжением пасторской заботы в церкви. Пасторы должны иметь эти характеристики полностью, а ведущие домашних групп в некоторой мере, которая необходима для совершения служения в домашней группе.
1 Тимофею 3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. 7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
Обратите внимание на несколько сфер, которые отображены в этом тексте:
1.Суть служения.
Слова епископство, епископ касаются самого служения.
Оно должно быть желанным (два разных слова переведенных как желает использует Павел.
Первое (ovre,gomai) «орегомаи» означает протягивать руку изо всех сил чтобы достать что-то и говорит о внешнем факторе, т.е. человек делает определенные шаги, чтобы стать пастырем.
Второе слово (evpiqumei) «епитумеи», желать (горячо), стремиться, хотеть (сильно); сознательным (! т.е. человек понимает, что он хочет; суть/ценность служения, и его тяжесть или интенсивность).
Три термина в НЗ мы находим, которые употребляются в отношении пастырей церкви или малых групп.
Первый термин это пресвитер (presbu,teroj, elder). Этот термин больше говорит о том, кто этот человек, т.е. его характер и сердце.
Второй термин это блюститель или наблюдающий (evpi,skopoj, overseer). Этот термин отвечает на вопрос что делает этот человек, какая его основная задача – вникающий, направляющий и справляющий.
Третий термин это пастырь, тот, кто пасет (poimai,nw, to shepherd или poimh,n (poimen), т.е. пастырь). Этот термин отвечает на вопрос, как он совершает служение или в чем оно заключается.
Эти три слова – взаимозаменяемы и говорят об одном и том же. Служение самое ценное, самое благородное, самое необходимое сегодня на земле. Но его не могут делать все только лишь потому, что они хотят этого. Павел показывает следующие сферы или требования к служителям.
Говоря о сути служения ведущих домашних групп, следует выделить несколько важных характеристик, необходимых для верного совершения служения ведущего домашней группы:
Духовное желание совершать столь сложное служение;
Практика серьезного исследования Библии;
Хорошее знание библейского учения (и согласие с ним, убежденность в нем), которого придерживается церковь;
Практика наставительной заботы о людях церкви;
Способность учить и лично наставлять людей;
Согласие и единство с пасторами церкви (быть пасторской командой созидающей души членов церкви);
Наставляемость, смирение, позволяющее ему принимать наставление от пасторов и других христиан и позволяющее ему расти в соответствии с этим наставлением;
Членство в церкви (см. «Завет членства» на с.30,31).
2.Сердце (духовная зрелость).
Слова «желает… желает… непорочен…» и список всех 15 качеств, а также «не должен быть из новообращенных …» касаются его сердца и характера, зрелости, его личной жизни, которая должна быть достойной для подражания.
Сердце относится не только к внутреннему содержанию, но и внешнему проявлению зрелости.
Сперджен говорил об этом следующее:
«Жизнь проповедника должна подобно магниту, притягивать людей ко Христу, и поистине очень грустно, когда она держит их далеко от Него. Святость в священнослужителях – это громкий призыв к грешникам покаяться, и, оставаясь непоколебимой, она становится особенно привлекательной».
Сердце служителя-лидера выраженное его жизнью перед Богом, в семье, в отношениях с людьми, в церкви должна быть тем притягивающим магнитом ко Христу. Он должен быть человеком, в котором отображается характер Христа. Это духовная зрелость (в применении Писания, приоритетах жизни, решении вопросов, распоряжении ресурсами, временем и т.д.).
Говоря о духовной зрелости ведущих домашних групп, следует отметить, что ведущий должен обладать зрелостью подобной пасторской, но в масштабе служения ведущего д.г.
Более подробное описание необходимой для служения зрелости можно найти в библейских отрывках, которые учат о зрелости и о пасторстве.
Также следует помнить, что личная духовная зрелость должна определяться Божьим Словом и подтверждаться пасторами и другими зрелыми христианами, а также должна быть очевидна для всей церкви. Если человек считает себя зрелым в противовес мнения зрелых христиан церкви, то его зрелость мнимая и самоуверенная.
3.Семья.
Фразы «управляющий домом своим, одной жены муж, детей содержащий в послушании со всякою честностью» касаются его семьи, а именно отношений с женой и отношений с детьми.
Управляющий домом своим – относится к его семье в целом. Смысловая нагрузка падает на «своим домом» (слова стоят в следующем порядке «своим домом управляющий»). Речь идет о его способности быть лидером или пастырем дома; о его влиянии личного примера любви к Богу в своем доме.
Не забудьте, что Павел пишет о требованиях. Семью Бог ставит как условие для служения, а не наоборот. Павел говорит, что кто не умеет управлять или вести свой дом, может ли он это сделать в большем контексте, может ли он заботиться о церкви? Ответ – конечно нет.
В отношении жены написано, что он должен быть «мужем одной жены». В греческом варианте логическое ударение падает на «одной» жены. Это означает, что он верен своей жене, любит свою жену как Христос церковь. Его сердце принадлежит одной жене, его глаза, его руки, его уста, его ноги, его уши принадлежат своей одной жене. Он верен и посвящен одной жене во всех ситуациях.
В отношении детей написано детей имеющий в подчинении, со всякою честностью. Этот тот, кто как отец имеет авторитет в семье. Это авторитет определяемый Писанием и подтвержденный жизнью. Дети понимают, принимают, желают, и подчиняются этому авторитету не из-за страха, но из уважения и любви.
Итак, семья это такое же важное условие, как и святость служителя. Одно не может быть без другого. Первое проявляется и будет очевидно во втором.
4.Свидетельство.
Фраза «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних указывает еще на одно условие для служения. Соседи, сотрудники на работе, случайные люди по дороге, в магазине видят в этом человеке добрый нрав, чистоту, порядочность, образ Христа. Если у них спросить об их мнении, то они могут подтвердить порядочность этого человека.
Приоритетность этих требований-сфер можно изобразить диаграммой:
Следуя за мыслью Павла мы видим, что на первом месте стоит не служение в церкви, а сердце и качества служителя.
Второе – тоже не служение, но его семья – отдельно жена и отдельно дети.
Третье тоже не служение, но что говорят или, что видят окружающие близкие, соседи, друзья, сотрудники на работе и уж конечно церковь.
Только после этого речь может идти о служении.
Мы видим насколько серьезно служение лидеров и нам нужно молиться за них и за каждую сферу их жизни: духовная зрелость, семья, влияние в «мире» и влияние в церкви.
2. Требования к участникам группы.
1.Посвятить себя церкви, выразив это в членском завете с церковью (см. «Завет членства» на с.30,31). Домашние группы церкви предназначены, прежде всего, для членов церкви и неверующих, которые ищут Бога. Служение членам других церквей может осуществляться в случае наличия возможности. Количество членов других церквей в домашней группе «Алмаза» не должно превышать 10-15% от членов церкви, которые находятся в этой группе. В наполнении группы необходимо проявлять мудрость, чтобы цели д.гр. и эффективность служения в группе могли успешно достигаться.
2.Регулярно посещать группы.
3.Принимать ведущего домашней группы, как Богом поставленного наставника, которого необходимо уважать, слушаться и «искать» его наставления для своей души. Важно поддерживать лидера в его ведении, молится за него, говорить с ним о сторонах, в которых ему необходимо расти. Если, лидер д.г. имеет серьезный изъян, который никак не может преодолеть, необходимо поговорить с пасторами, чтобы они помогли ему расти в этой сфере.
4.Применять истины Слова Божьего в личной жизни и открыто говорить, как это у вас получается. Следует помнить, что почти невозможно наставить человека, если он скрытен. Важно открывать свое сердце и быть готовыми учиться.
5.Участвовать в жизни конкретных людей в группе с целью способствовать росту других и гармонии отношений. Строить отношения с другими людьми.
6.Служить вашей группе в том, в чем есть нужда или возможность.
7. Итог.
Мы с вами обратили внимание на:
1) Библейское основание для служения домашних групп.
2) Библейские цели – зачем нужны группы и их отличия.
3) Библейские требования ко всем лидерам и членам группы .
Как видите малые группы имеют огромное значение в Писании. Служение домашних групп – очень важная часть нашей жизни как тела Христова.
Церковь становится неэффективной, невлиятельной и статичной без этого важного служения. И пусть никто из нас не будет причиной «зачерствения» церкви.
Следует помнить, что насколько вы вовлечены в жизнь церкви говорит очень много о вашем христианстве, и от этого зависит функциональность церкви.
Сделайте сегодня определенные решения. Будьте открыты к переменам. Посмотрите, что на самом деле мешает вам быть живой частью церкви. Сделайте все необходимые изменения, чтобы более верно практиковать библейское учение о служении домашних групп. Присоединитесь к группе. Начните служить в группе. Молитесь за служение домашних групп в нашей церкви.
Завет членства церкви евангельских христиан «Алмаз».
“Будучи уверены, что мы приведены Божьей благодатью к покаянию и спасительной вере в Иисуса Христа и полному подчинению себя Его Господству,
и посвятив себя преданной Господу жизни, через водное крещение на основании нашей веры во имя Отца и Сына и Духа Святого,
и изучив Библейское авторитетное учение о церкви, находясь в полном согласии с ним и с библейской доктриной церкви «Алмаз»,
мы теперь, полагаясь на благодатную помощь Бога, перед Его Величием трепетно и радостно заключаем наш завет с церковью.
Мы будем посвящены личному и общецерковному преклонению перед Преславным Богом, изучая и подчиняя свою жизнь единственно Его Слову.
Мы будем прилагать все старания, чтобы с Божьей помощью расти в уподоблении Иисусу Христу, чтобы жить в этом мире, удаляясь от безбожных и мирских похотей, помня, что мы были духовно погребены и воскресли из мертвых, так что на нас лежит ответственность жить новой и святой жизнью.
Мы будем молиться и все делать для того, чтобы сохранять единство Духа в союзе мира со всеми членами церкви.
Становясь членами поместной Христовой Церкви «Алмаз», мы будем относиться ко всем с братской любовью; проявлять заботу и внимательность друг к другу, искренне молясь друг за друга, увещавая и поддерживая друг друга соответственно библейской необходимости. Мы будем радоваться счастью других, и будем стараться с пониманием и сочувствием нести также и их тяжести и переживания.Мы будем сопутствовать росту тех, кто будет под нашей опекой.
Мы будем посвящены нашим богослужениям и домашним группам, чтобы пребывать в пасторском заботливом наставлении и братском собрании.
На основании нашей веры в то, что Бог, Своим провидением, привел нас в эту церковь и поставил руководство этой церкви, чтобы вести нас, заботиться и защищать нас, мы будем повиноваться нашим наставникам, во всем, что не противоречит Священному Писанию, ради Славы Божьей и единства церкви.
Мы будем трудиться вместе для развития евангельского служения этой церкви, участвуя в поклонении, исполнении заповедей, церковной дисциплины и доктрин. А, также будем стремиться привести ко спасению наших родных, друзей, знакомых и незнакомцев.
Мы также будем посвящено, доброохотно и регулярно жертвовать для церкви финансовые «десятины», время, а также служить духовными дарами и талантами, чтобы созидать церковь и распространять Евангелие всем народам.
Если мы переедем в другой город, мы обязательно, как можно быстрее, присоединимся к подобной церкви, чтобы продолжать дух этого завета и исполнять принципы Священного Писания, т.к. верим, что Бог призвал нас быть частью поместной церкви всю нашу жизнь.
Пусть благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа будет со всеми нами, чтобы нам явить в своей жизни, церкви и обществе великую славу Божью. Аминь”