28 Апр Духовный кризис – 3 (кризис Навуходоносора) Даниил глава 2 – 5
Кризис – это когда человек видит, что не может справиться с ситуацией, когда все его усилия приводят к одному и тому же, к тупику, к стене собственного несоответствия, собственного бессилия, собственной неспособности.
Когда мы наталкиваемся на стену несоответствия, то прежде всего стараемся решить проблемы своими силами:
- разум
- способности
- знакомства
- дисциплина
- много труда
- отдых
Примеры жизненного кризиса:
Рим.7:7-24
Какие кризисы мы можем испытывать:
- Внешний вид
- Работа
- Отношение других людей
- Зарплата
- Карьера
- Воспитание детей
- Отношения со спутником жизни
- Печаль души
- Черта характера
- Недостаток дисциплины
- Влияние не других людей (детей, супругов, родителей, подчиненных, начальников, сослужителей)
- Служение
- Духовное возрастание
- Лидерство
- Отношения с Богом
*** Какие стены несоответствия встречаете лично вы?
Бог вводит нас в кризисы, или допускает войти в них, чтобы растить нас, чтобы освободить нашу душу от рабства.
Вопрос не в том, будет ли человек переживать кризис, а в том как он из него будет выходить и чему научиться.
Каждому из нас очень важно научиться правильно относиться к кризисами в нашей жизни, а именно, что они являются неотъемлемой частью нашего духовного возрастания, нашего пути к истине, нашего пути к свободе, нашего пути к счастью.
Более того, каждому из нас необходимо научиться правильно выходить из кризиса, чтобы расти, а не ходить по кругу и опять попадать в такой же кризис.
Духовный прогресс происходит с помощью стены несоответствия!
Иисус приводил Своих учеников к такому состоянию, в котором они не могли делать то что Он говорил им делать.
Когда они не могли, тогда они искали помощь в Нем, у Него.
А мы постоянно пытаемся доказать, что мы можем, что мы способны делать это. И мы тратим время и остаемся в тупике, пока пытаемся доказать свое соответствие и свою способность.
Клайв Льюис (Просто Христианство) В правильные отношения с Создателем человек не сумеет вступить до тех пор, пока не обнаружит полного своего банкротства. Когда я говорю “обнаружит”, я имею в виду, что он действительно это обнаружит, а не как попугай повторит за другими слова о своем банкротстве. Конечно, и ребенок, получивший какое-то религиозное образование, вскоре научится повторять, что мы не можем предложить Богу ничего такого, что бы уже Ему не принадлежало… Однако я имею в виду подлинное открытие, когда человек на личном опыте убеждается, что все это правда.
Но обнаружить нашу неспособность следовать Божьему закону нам дано только ценой самых настойчивых попыток соблюдать его, в несостоятельности которых мы сами убедимся. Пока мы не приложим настоящих стараний, где-то в глубине души мы будем надеяться, что если в следующий раз мы постараемся изо всех сил, то наконец сумеем стать непогрешимыми. Таким образом, с одной стороны, возвращение к Богу требует от нас нравственных усилий, предельных стараний: но, с другой стороны, не эти старания приведут нас к желанной цели. Зато они ведут к жизненно важному моменту, в который мы обращаемся к Богу со словами: “Ты должен сделать это, потому что сам я сделать этого не в состоянии”. … Это изменение выразится в переходе от уверенности в своих силах к такому состоянию, когда, отчаявшись в наших попытках добиться желаемого результата, мы всё предоставим Богу.
2. Как Бог учил Новуходоносора сломленности в нем самом и окрыленности в Боге
(Даниил 2:1-49)
1. Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.
Серьезнейшая ситуация! Опасная ситуация! Истолкователи с легкостью могут лишиться жизни, и их семьи также. В таких ситуациях люди прилагают все свои способности старания, чтобы спасти себя от гнева царя.
2. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
3. И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.
4. И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.
5. Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины.
6. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.
Гадатели столкнулись со своей стеной несоответствия. Но она их не сокрушила. Они пытаются всеми силами обойти ее, собственными усилиями. Они употребляли логику, факты истории, слова, тон голоса, их общность и т.п.
7. Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.
8. Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня.
9. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.
10. Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.
11. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.
Вот какая это стена несоответствия! Это величайшая стена! Но если сердце человека не желает испытать боль разочарования в себе, то даже такая стена (такие обстоятельства) не сокрушают гордыню и глупость человеческую.
12. Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.
13. Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.
А это ситуация в которую попал Даниил и его товарищи! Это также стена несоответствия для них. Но как они реагируют на нее? Ищут ли они способы, чтобы собственными способностями решить проблему?
14. Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских;
15. и спросил Ариоха, сильного при царе: «почему такое грозное повеление от царя?» Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу.
16. И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.
17. Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим,
18. чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.
Вот куда бежит сокрушенное сердце! Вот на что и на Кого оно надеется! Не на себя, так как человек признает себя не соответственным, не адекватным, не способным и погибшим. Но на Бога такой человек бежит надеяться, потому, что ТОЛЬКО БОГ соответствует ситуации, только Он способен ее решать!
19. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.
Когда сердце сокрушено, когда оно получает ответ на молитву, то для него нет основания похвалиться собою, порадоваться своей эффективной молитве и особой праведности из-за которой Бог ответил. Сокрушенное сердце естественно благословляет Бога, так как оно глубоко убеждено в своем несоответствии и восхищается Божьим соответствием.
20. И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила;
21. Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным;
22. Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.
23. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.
24. После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна.
25. Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из пленных сынов Иудеичеловека, который может открыть царю значение сна.
26. Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?
27. Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.
28. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:
29. ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.
30. А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.
31. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
32. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные,
33. голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
34. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
36. Вот сон! Скажем пред царем и значение его.
37. Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,
38. и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова!
39. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
40. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
41. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
42. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.
43. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
44. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
45. так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
46. Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения.
47. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!
Но царь не признал своего несоответствия перед стеной этого предсказания, которое являло величие Бога и несоответствие всех людей, даже самых великих.
Очевидно это из того, как дальше развивается история Новуходоносора.
И это говорит нам, что мы можем со многим согласиться, даже верить во многое, по своему, но так и не быть сокрушенными этими же истинами, которые признали.
Знание, даже приобретенное в сверхъестественных обстоятельствах, может остаться знанием и не перерасти в убежденность, руководящую мировоззрением, руководящую решениями, мыслями, поступками.
48. Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.
49. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя.
Даниил отказался от самого мощного рычага власти, влияния, силы, безопасности и наслаждений. Даниил отказался от человеческого успеха и величины, потому, что знал, что цена им копейка. Они ничего не стоят. Драгоценностью является лишь Бог и глубочайшее полагательство на Него, зависимость сердца от Него.
(Даниил 3:1-33)
1. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.
2. И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.
3. И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.
4. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:
5. в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.
6. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.
7. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.
8. В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев.
9. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи!
10. Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану;
11. а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем.
12. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.
13. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.
14. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
15. Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
16. И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
Сокрушенный стенами несоответствия человек не имеет нужды, не имеет зависимости. Он свободен, он силен силой не своей, но силой Божьей. Для себя он сломлен, он будто мертв для всех стандартов этого мира. Но при этом он очень жив для Бога и Богом.
Такие люди следуют за своим Господом Иисусом Христом. Сатана Ему предлагал власть и корону без прохождения сокрушающего креста. Но Иисус отверг эти предложения как мерзкое зло. И в результате Он взвалил на себя крест и Сам нес его на Голгофу, где и был распят.
Сокрушенные люди свободны, сильны и радостны, потому что также как их Учитель они отвергают корону этого мира, и избирают крест. Потому, что без креста нет славы для грешного человечества. Они следуют за своим лидером, а их лидер тот, кто нес крест, прежде Своего прославления и воцарения.
Сокрушенные люди отвергли жизнь в мертвой, мертвой смерти плоти и выбрали жизнь в живой, живой, живой смерти сокрушения. И поэтому они свободны, они сильны Богом и им нет нужды пресмыкаться даже перед самыми сильными мира сего.
17. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
18. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
19. Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее,
Навуходоносор очень дискомфортно чувствовал себя перед стеной несоответствия (не все подчиняются ему)! И поэтому он вместо того, чтобы остановиться и подумать, чему учит его Бог начинает уничтожать эту стену несоответствия.
20. и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.
21. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем.
22. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго.
23. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.
24. Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!
25. На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.
26. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня.
27. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.
Но царь и перед этой стеной несоответствия не сокрушился, а лишь познакомился с некоторыми истинами о себе и Боге. И хотя он очень хорошо говорил о Боге настоящего сокрушения не произошло! И очевидно это из следующей главы!
28. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!
29. И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.
30. Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской.
31. Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим
32. Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам.
33. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды и роды.
Очень важно понять, что мы можем знакомиться с истинами, мы можем даже начать в них верить, но это все еще остается довольно поверхностным. Мы можем говорить истины, верить в них, но они все еще не правят нами в трудные моменты жизни. Это очень важно понять.
(Даниил 4:1-34)
1. Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих.
Далее записано личное свидетельство Навуходоносора! Он рассказывает как Бог научил Его сокрушению и надежде на Бога.
2. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня.
3. И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна.
4. Тогда пришли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рассказал им сон, но они не могли мне объяснить значения его.
5. Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рассказал я сон.
6. Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святаго Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его.
7. Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое.
8. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли.
9. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть.
10. И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый.
11. Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его;
12. но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной.
13. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен.
14. Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».
15. Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святаго Бога в тебе.
16. Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его.Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!
О, если бы ты научился Величию Божьему своей беспомощности без таких страданий!
17. Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,
18. на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные,
19. это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли.
20. А что царь видел Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен», —
21. то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя:
22. тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.
Но это так не очевидно, что именно Бог ставит царей и президентов, что это именно Он дает здоровье и заработок, способности и друзей! Так сложно в это верить, особенно когда все идет очень хорошо! Но Библия учит нас именно так видеть вещи, чтобы нам не приходилось проходить, через катаклизмы жизни.
23. А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную.
Заметьте, что Даниил не испугался ТАКОЕ говорить (проповедовать) самому великому царю, который швырял друзей Даниила в огненную печь, чтобы уничтожить. Даниил явно не пытался своими способностями выйти из очень опасной ситуации.
24. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой.
25. Все это сбылось над царем Навуходоносором.
26. По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне,
27. царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!
28. Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!
29. И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!»
30. Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы.
31. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды.
32. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»
33. В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось.
34. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо.
(Даниил 5:1-31)
1. Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
2. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
3. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.
4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
5. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
6. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
7. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
8. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.
9. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.
10. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего!
11. Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь,
12. потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение.
13. Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи?
14. Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.
15. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого.
16. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
17. Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
18. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
19. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
20. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей,
21. и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.
22. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,
23. но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
24. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.
25. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
26. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
27. Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким;
28. Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
29. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит,
31. и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.
- *** Какие стены несоответствия встречаете вы в жизни?
- Приходите ли вы к осознанию собственного несоответствия, собственной неспособности и бессилия?
- Как это можно увидеть в вашей жизни? Куда вы бежите – к Богу или к себе?
- Берете ли вы крест в следовании за Богом или боретесь против креста в следовании за собой?
- Находите-ли вы успокоение в собственной неадекватности, бессилии и в Божьем соответствии и всевластии? Находите-ли вы свободу, находите-ли покой и радость в доверии Богу?
- Пусть Бог благословит нас сломленными служителями церкви и личной сломленностью, а значит свободой, покоем, радостью и плодотворностью?