13 Характеристик благословенного работника – руководителя

Работа занимает большую часть жизни и вполне логично, что христианин живущий по Божьему будет и работать по Божьему.

Истинные поклонники Божьи поклоняются Богу не только на богослужении, но и во всей жизни, а значит работа это место поклонения Богу, это место явления Его славы, это место выполнения христианского предназначения.

Если христианин исполнен Духом Святым, то Дух Святой будет править и работой христианина.

Как же Дух Святой хочет, чтобы христианин работал? Как нам проявить любовь к Богу на работе? Как не оскорбить и не угасить Духа Святого?

 

 

Еф.6:5-9

Эти стихи описывают последнее применение стихов записанных в :

Еф.5:18-21

Исполненная Духом Святым жизнь это не эмоциональный подъем, хотя и такое бывает временами. Но прежде всего это жизнь подчинения Слову Божьему на практике, в разных сферах жизни.

Работа занимает большую часть жизни и вполне логично, что христианин живущий по Божьему будет и работать по Божьему.

Истинные поклонники Божьи поклоняются Богу не только на богослужении, но и во всей жизни, а значит работа это место поклонения Богу, это место явления Его славы, это место выполнения христианского предназначения.

Если христианин исполнен Духом Святым, то Дух Святой будет править и работой христианина.

Как же Дух Святой хочет, чтобы христианин работал? Как нам проявить любовь к Богу на работе? Как не оскорбить и не угасить Духа Святого?

Еф.6:5-8 дает нам «13-ть ожиданий Духа Святого», «13-ть характеристик благочестивого работника-руководителя».

Эти «13-ть ожиданий Духа Святого» относятся к работнику на работе, но не только! Они также относятся и к тем, кто служит-руководителями в церкви в различных служениях, и к мужьям и к родителям, которые руководят в своих семьях!

9-й стих определяет структуру проповеди:

  1. «И вы, господа, поступайте с ними так же»
  2. «Умеряя строгость»
  3. «Зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия»

 

 9 характеристик работника-подчиненного так же относяться и к работникам-руководителям

«И вы, господа, поступайте с ними так же»

Слова «И вы»  и «так же» связывает 9-й стих с предыдущими стихами.

Эта фраза говорит о том, что все 9-ть характеристик работника-подчиненного, описанного с   5-го по 8-й стихи, относятся и к руководителю. Поэтому руководители должны понять как применять эти 9-ть характеристик в своем случае. Именно этим мы и займемся прямо сейчас.

Пастор Метью Генри живший в Англии с 1662года по1714 разъяснял эти слова таким образом:

«Господа будьте справедливы к подчиненным, как хотите, чтобы они были справедливы к вам. Заметьте: как рабы должны быть послушны и покорны своему долгу перед господами, так и господа должны строго исполнять свои обязанности перед ними. Господа находятся в подчинении Господину Христу. Вы будете так же наказаны Им за пренебрежение своим долгом, или за поведение, противоположное ему, как любой другой человек, занимающий более низкое положение в этом мире.»

 

  1.«Повиновение подчиненным»

«Рабы, повинуйтесь господам своим», в применении к руководителям может быть прочитано, как «Руководители, повинуйтесь подчиненным своим»!

Кажется, если я руководитель, то я не должен подчиняться! Но 9-й стих говорит о том, что руководитель должен это делать. К стати, тоже самое могут сказать мужья: « Я лидер в семье и не должен подчиняться». И родители могут сказать то же, по отношению к детям. Но Бог говорит, что не смотря на функциональную роль руководителя и муж и родители и начальники должны проявлять определенное повиновение своим подчиненным.

Именно об этом говорится в :

Еф.5:21

Матф.20:20-28

Что же это значит, практически, повиноваться подчиненным?

1.Во-первых, искать их мудрости для принятия лучшего решения. Задавать подчиненым вопросы, интересоваться их мнением, узнавать то, как они видят ситуацию.

Только тот руководитель, который способен так подчиняться мудрости подчиненных будет способен точно понимать реальность в которой находиться ситуация и будет способен принимать мудрые решения, лучшие решения, самые продуктивные решения.

2.Во-вторых, вовлекать подчиненных в принятие решения. Т.е. принимать многие решения коллективно.

3.В-третьих, делегировать подчиненным право отвечать за определенные участки работы, принимать там решения и быть креативными в этом.

4.В-четвертых, признавать свои ошибки перед коллективом, а не пытаться занимать позицию, что начальник всегда прав.

Руководитель способный преодолеть свою незрелость и начать подчиняться своим подчиненным, будет создавать такую атмосферу в команде,   которая будет приносить много плода в работе или служении.

Важно помнить, что такое подчинение не лишает руководителя определенной власти, прав и возможности контролировать выполнение работы подчиненными, а также не лишает права дисциплинировать подчиненных. Речь идет об атмосфере в которой руководитель осуществляет свою роль руководителя.

 

  2.«Ограничение власти руководителя»

«господам своим по плоти»

«По плоти» подчеркивает, что подчинение руководителям на работе носит ограниченный характер. Плоть стареет и умирает.

1. Во-первых, руководитель не должен руководить так, чтобы начинать властвовать всей жизнью подчиненного ему человека. Руководитель должен четко видеть ограниченность своей власти по отношению к другому человеку.

Благочестивый руководитель не должен влиять на подчиненного так, что тот должен стать безвольным, безответственным на работе, безинициативным, безответственным за свою душу, свои отношения с Богом, свою семью, свое призвание, свою совесть, свою церковь и свой духовный рост.

Повиновение подчиненного не должно делать человека тупым исполнителем, не развивающимся, не думающим и не растущим в профессиональном плане.

2. Во-вторых, если руководитель и подчиненный в одной церкви, то на рабочем месте руководитель и подчиненный, а в служении и поклонении они братья. Даже может быть такое, что в каком-то служении руководитель подчинен духовному руководству своего подчиненного на работе.

Руководитель способный быть осторожным со своей властью, ясно видящий границу за которую он не может выходить в руководстве подчиненными будет развивать инициативных, творческих, ответственных, целеустремленных, способных говорить даже горькую, но спасительную правду   подчиненных! А такая команда подчиненных может горы переворачивать. Такая команда может выполнять сложнейшие задачи.

 

 3.«Уважение к подчиненным»

 «со страхом и трепетом»

Руководитель должен относиться к подчиненным не как к своей собственности, а как к творениям Божьим, которые достойны уважения.

Слова «со страхом и трепетом» не значат ужас, испуг и пресмыкательство. Речь идет об уважении и признании достоинства.

Даже если подчиненный не достиг естественно возникающего почтения, руководитель-христианин должен уважать своего подчиненного ради Бога, который сотворил этого человека и Сына Своего отдал в жертву ради него.

Люди часто злоупотребляют уважением им оказанным, но это не значит, что надо отвергать Богом заложенный принцип – «уважения».

Рабочее место верующего является местом его поклонения Богу. Поклонение руководителя происходит через признание и сердечное уважение по отношению к подчиненным. Когда руководитель проявляет уважение подчиненным, особенно в сложных ситуациях,  он являет сверхъестественный характер Христа, он являет славу Божью.

Рабочее место это место служения Богу, место миссионерства. Когда христианин-руководитель со свободным, благочестивым сердцем уважает подчиненных, относиться к ним с принятием и  пониманием это демонстрирует его глубокую стабильность, уверенность и счастье в Иисусе Христе.

Только укорененный во Христе руководитель способен уважать подчиненных, когда те допустили ужасающие ошибки. Такой руководитель будет мощным орудием Иисуса в деле распространения Его Царства на земле. Такой руководитель будет благословеннейшим миссионером, исполняющим великое поручение Христа.

 

 4.«Искренность и простота сердца»

«в простоте сердца вашего»

Матф.5:37

Никакого лукавства, манипулирования, политических заговоров не должно быть в работе и сердце христианина.

Благочестивый руководитель будет простым, не завуалированым, не замаскированым, искренним, мудро откровенным. Он не будет человеком мутным, с двойным дном!

С таким человеком люди будут чувствовать себя безопасно, с ним будет не страшно говорить искренно и откровенно.

Такой человек будет понятен, не напыщен, не закрыт.

Такой человек будет фундаментом для коллектива. Рядом с ним будут формироваться здоровое общение и здоровые взаимоотношения.

При этом это не значит, что руководитель будет простаком, которого не уважают, не слушаются, который просто «рубаха парень», не способный руководить, быть авторитетным и проявляющим власть, которая ему вверена!

 

  5.«Мотивация сконцентрированная на Христе»

«как Христу»

Именно в этой фразе источник силы для такой жизни.

Если делать все, что мы говорили ради людей, ради себя, ради заработка, то никаких сил не хватит, чтобы так себя вести на работе.

Источник благочестия на работе, при чем радостного благочестия, а не смертельно вынужденного, находиться в Боге.

1Кор.10:31

Кол.3:23

Руководитель-христианин должен быть увлечен Христом больше чем работой, больше чем заработком и развитием бизнеса! Он должен стремиться явить Славу Божью на работе, так как  именно это главная задача руководителя-христианина.

И пока сердце руководителя не защищено Христом, он не сможет проявлять благочестивое руководство, особенно в сложных рабочих ситуациях.

 

 6.«С достоинством, без пресмыкательства, без стеснения своей роли»

«Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы»

Иногда, христиане-руководители запутываются и не понимают, как можно проявлять власть, если христиане должны быть смиренными, милосердными, любящими, подставляющими вторую щеку. Такие руководители не имеют уверенность исполнять роль, которую Бог им дал.

Они становятся человекоугодники и становятся неэффективными руководителями. Они становятся не способными выполнять очень важную роль на работе или в служении. Без этой роли весь коллектив работников становиться не эффективен, не плодотворен, что навредит всем им.

Руководитель-христианин должен проявлять подчинение и уважение по отношению к подчиненным, но при этом остаться верным Христу в выполнении роли руководителя, который должен руководить.

  Здесь важно прояснить роль руководителя (задачи, которые он обязан выполнять):

  1. Ялять славу Божью на рабочем месте, проявляя благочестивый характер и ведя коллектив к успеху в работе.
  2. Прояснение и напоминание коллективу основной цели к которой, идет коллектив.
  3. Побуждать коллектив идти к назначеной цели.
  4. Анализировать насколько плодотворно идет движение к цели.
  5. Содействовать эффективному движению к цели, разъяснениями, распределением ответственностей, ободрением, дисциплинированием, подбором работников соотвественной квалификации.
  6. Развивать «механизм» работы команды до здорового и эффективно достигающего цели.
  7. Заботиться о своих подчиненных, так как он имеет власть это сделать.

Т. е. главная цель руководителя вести коллектив работников к успеху в выполнении поставленной задачи! Успех коллектива = успех руководителя!

Кол.4:1

Руководитель должен иметь зрелость, чтобы исполнять свою роль перед Христом, а не в раболепии перед коллективом!

 

 7.«Желание благочестиво работать»

«исполняя волю Божию от души»

Труд руководителя очень сложен и часто неблагодарен, поэтому если руководитель не имеет желания совершать ТАКОЙ труд, то он не сможет оказаться верным Богу в этой роли.

Руководитель, не имеющий желания, начнет руководить пользуясь, короткими греховными путями. Часто намного легче повысить тон голоса и добиться продуктивности от подчиненного, чем садиться разговаривать с ним, чтобы выяснить причины непродуктивности и стараться разъяснить ему, что подчиненный должен изменить, чтобы быть плодотворным. Намного легче использовать работника, чем растить работника.

Руководитель не имеющий желания выполнять руководящую роль, начнет лениться, перестанет благочестиво и мудро заботиться о коллективе, начнет присваивать чужие достижения себе и таким образом будет вести коллектив к крайне болезненному состоянию непродуктивности.

Таким образом без желания, человек не сможет быть верным Богу руководителем!

 

 8.«Усердие в работе»

«Служа с усердием, как Господу, а не как человекам»

Усердие=трудолюбие должно быть по размеру «как Господу, а не как человекам».

Еккл.9:10

Рим.12:11

Притчи 6:6-11

Работа руководителя очень сложная и требует от человека особого усердия. Чтобы вести за собой очень разных людей, через очень разные ситуации, надо быть впереди этих людей, как в характере, так и в знаниях, как в навыках, так и в духовности!

Поэтому руководитель должен трудиться больше остальных членов коллектива.

 

 9.«Ожидание вознаграждения Господнего»

«Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» Откр.14:12,13

  

10.«Осознание равной значимости руководителя и подчиненного»

«раб ли или свободный»

Руководитель должен осознавать равную значимость всех людей работающих в коллективе, не зависимо от почетности работы, по меркам этого мира.

 

 11.«Необходимость большей зрелости определено большей нагрузкой»

9-й стих не заканчивается на словах «так же», но излагает еще два принципа, применяющиеся к руководителям. А это доносит до нас одну важнейшую истину: «Христиане руководители должны обладать большей зрелостью, чем их подчиненные, так как руководители должны выполнять более сложную работу».

Некоторые люди думают, что быть руководителем очень легко. Им кажется, что это самая легкая работа, по типу «сидишь и указания раздаешь, а сам ничего не делаешь». Но это очень далеко от правды! Верный Господу руководитель, на работе или в служении, несет большую нагрузку, чем его подчиненные. Если он верно выполняет свою роль, то он испытывает больший стресс, чем люди его команды!

Такой человек испытывает, что-то подобное тому, что испытывал Моисей!

Числа 11:1-15

Страдания Сперджена также подтверждают эту истину

Иан Мюрей «Сперджен против крайнего кальвинизма», с.28-31

Потому, что  служители – руководители несут такое бремя служения, Бог призывает поддерживать их особым образом!

1Тим.5:17

Евр.13:17

 

 12.«Умеряя строгость»

Слово, употребленное здесь, подразумевает, что он «отпускает вожжи», то есть не давит на своих подчиненных, не использует авторитет и власть сверх меры, не господствует, не поступает не справедливо пользуясь своим положением.

Он осознает, что авторитет, хотя и дан ему Богом, носит чисто функциональный и временный характер.

Бог, говоря о характеристиках руководителя, добавил к общим характеристикам совсем немного. Показательно, что добавлено повеление усмирять желание быть строгим. Искушение быть строгим очень естественно для греховных сердец, особенно в трудные моменты жизни.

Пасторство наивысший пример благочестивого руководства! Такое руководство явил Иисус Христос. Такому руководству должны учиться христиане-руководители!

1Пет.5:1-5

 

 13.«Осознание наивысшего Руководителя и Владельца всех и всего»

«зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия»

Пусть Бог благословит всех руководителей на работах, в церкви, в семьях расти в благочестивом руководстве!

Пусть Бог взрастит духовное поколение восхищенное Богом, покоренное Его Слову, оказывающее созидательное влияние внутри церкви и снаружи ее!