01 Янв Страдания Ф.М. Достоевского привели его к великой победе
“Именно так я обнаружил первый из великих жизненных парадоксов: страдания и поражения зачастую ведут к победе.”
Выдающийся романист XIX века Федор Достоевский усвоил этот парадокс на своем неожиданном и драматичном опыте.
Очарованный французским утопическим социализмом, этот молодой русский интеллектуал начал посещать собрания тайного кружка, который царь считал антиправительственным заговором. За это Достоевский был приговорен к восьми годам каторги. Проведя некоторое время под стражей, он узнал, что его приговор сменили на смертную казнь через расстрел.
Унылым зимним днем Достоевского вместе с несколькими другими заключенными провели по снегу и поставили перед расстрельной командой. Пока военный чиновник громко зачитывал смертные приговоры, священник по одному выводил осужденных вперед, предоставляя им возможность поцеловать крест, который держал в руке.
Наконец, троих заключенных привязали к столбам, и Достоевский, наблюдавший за всем этим, осознал, что следующим будет он. Солдаты натянули осужденным на глаза колпаки, и Достоевский почувствовал, как его желудок сдавил спазм. Расстрельная команда подняла ружья, прицелилась и замерла, готовая спустить курки.
Достоевский напряженно застыл. Ожидание, казалось, длилось целую вечность, как вдруг опять зазвучала барабанная дробь. Но это был сигнал отбоя! Ошеломленный Достоевский наблюдал за тем, как расстрельная команда опустила свои ружья, и солдаты сняли с осужденных колпаки. Их, включая и Достоевского, помиловали.
Сразу же после случившегося Достоевский написал письмо своему брату о тех переменах, которые произвел в нем этот инцидент: «Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неуменьи жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, – так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар… Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму. Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда моя, все утешение мое».
Близкая казнь и восемь ужасных лет в сибирской тюрьме предоставили Достоевскому уникальный дар: возможность взглянуть на жизнь, находясь у ее последней черты. Большинство из нас никогда не сможет так же, как он, понять, что на самом деле является самым важным. Этот взгляд стал его платформой для создания великолепных романов, наполненных невероятными откровениями о человеке и борьбе добра и зла.
Романы Достоевского помогали сохранить огонек христианской веры в течение семидесяти лет советских репрессий. Александр Солженицын – диссидент, книги которого, удостоенные Нобелевской премии, вскрыли ужасы советского ГУЛАГа, – почерпнул многие из своих идей именно из трудов Достоевского. Благодаря Солженицыну и другим диссидентам, высоко ценившим произведения Достоевского, страдания последнего оказали непрямое, но сильное влияние на процесс свержения советского режима. Страдания и поражения ведут к победе.»
Отрывок из книги: Чарльз Колсон «Счастливая жизнь»