05 мая Направляющая и исправляющая забота. Конспект – часть 3
– подробно обозреть 3-й шаг исправления, прочтя Матф.18:10-22.
1. «С глазу на глаз» – Исправление-1
- «Против тебя»
Эта фраза имеется в ранних рукописях.
Ее часто неверно толкуют. Т.е. используют, как запрет, для тех против кого не был совершен грех, идти и обличать согрешающего. Но, другие отрывки ясно повелевают идти и исправлять того, кто стал на опаснейший путь греха.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
(Гал.6:1-3)
Если, человек, против которого был совершен грех, отказывается идти, то другие христиане обязаны это сделать.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
(Иак.5:19,20)
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне’, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
(Евр.3:12-13)
- «Идти к обидчику»
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:23-26)
Высокая ценность примиренных отношений описывается в библии.
Искреннее, откровенное, единство это то, что очень важно в церкви.
Поэтому Христос так много молился в свои последние дни о единстве в церкви.
А почему именно обиженному надо идти? Он не виноват, и еще идти должен.
- «Обличить»
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
(Лук.17:3,4)
Выговорить с гр. Эпитимао – «упрекнуть неуверенно».
Т.е. прежде чем, уверенно обличать, человек должен неуверенно упрекнуть.
Это может звучать так : «Насколько я понял ты сделал это… Возможно я не так тебя понял, но по-моему это не верно».
При чем эта неуверенность начинается в сердце, а не просто на уровне правильных слов.
Этот момент еще раз указывает нам на состояние сердца в этом процессе.
Цитата Джея Адамса с.51, 52
- «Конфиденциальность»
В дело не должен вовлекаться ни один «лишний» человек.
Конфиденциальность, не подразумевается абсолютная, т.к. это бы противоречило Матф18:15-17.
Пояснить конус этапов.
- «приобрел ты брата твоего»
Необходимо не «замять вопрос», а «приобрести потерянного брата». Т.е. необходимо спасти единство\отншения.
Сказать извини и покаятся это разные вещи. Первое говорит о чувстве сожаления, а второе признает своей грех и свою ответственность за него и посвящает себя так больше не поступать.
Также речь не идет о внешнем «заминании» ситуации. Речь идет о полном восстановлении отношений, на основании прощения и покаяния.
- «по каждому ли проступку?»
Если, проступок решаем «самодисциплиной» или «направлением», то он не должен быть обличаем.
В большинстве случаев необходимость в исправительной заботе возникает тогда, когда поступок является закономерным следствием образа жизни сердца, бывает не первым и может стать не последним.
11 Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
(Прит.10:11-13)
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
(1Пет.4:8)
11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
(Прит.19:11)
1. Четвертый этап «2-Исправление-Возьми с собою еще одного или двух»
- «если же не послушает»
Цитата из Джея Адамса с.57-59
Переход к следующему этапу происходит тогда, когда человек проявляет упорное, «продолжающееся» неприятие обличения.
Как видно из этого, основной проблемой, которая продвигает исправляющую заботу от этапа к этапу, заключена в нежелании человека признавать своей грех и принимать помощь для собственного исправления. Т.е. переходом от этапа к этапу движет прежде всего гордыня человека, а не изначальный грех. Если бы человек погрязший в грехе и не способный быстро от него избавиться готов был признавать свое положение и принимать помощь, то не было бы движения к следующему этапу.
- «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»
1) Какого рода Свидетели?
Свидетель – это очевидец.
Где слова должны быть подтверждены?
Перед кем они должны быть подтверждены, перед кем они должны свидетельствовать?
Под свидетелями не подразумеваются свидетели случившегося греха,т.к.:
– теряется суть стиха 15-го где человек обязан обличить с глазу на глаз, т.е. чтобы никто другой не узнавал о грехе, а ведь если есть свидетели, то это второй этап может быть;
– сначала нет характеристики одного или двух;
– характеристика одного или двух, как свидетелей возникает позже, после разговора, т.е. они становятся свидетелями разговора, чтобы позже подтверждать то, каким был разговор;
– но самый главный, ключевой, момент заключается в том, перед кем Библия предписывает осуществлять свидетельство, перед обличаемым или перед старейшинами, которые должны рассудить ситуацию?
Свидетели требовались для судей, для старейшин народа, чтобы свидетельствовать о серьезном грехе человека, который достоин смертельной казни.
(3Царств21:1-11 Иезавель лжесвидетельствами забирала землю; Матф.26:59-66 Первосвященник искал обвинения на Христа)
2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля;
7 рука свидетелей должна быть на нем прежде [всех], чтоб убить его, потом рука всего народа; и [так] истреби зло из среды себя.
(Втор.17:2-7)
В этом отрывке описан «верховный суд», оценка Моисея, Богом поставленного, руководителя народа.
15 Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой – нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.
16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя;
20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.
(Втор.19:15-21)
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
(1Тим.5:19)
Здесь Тимофей, поставляющий пасторов, по поручению Апостола Павла, должен был рассуживать ситуацию обвинения пасторов.
Т.о. один или два дополнительных брата или сестры должны свидетельствовать не согрешающему брату. Если, в результате разговора проясняется, что обличение истинно и согрешивший брат не кается и проявляет горделивое упорство, то эти один или два брата\сестры должны будут свидетельствовать на следующем этапе исправления, т.е. перед пасторами и церковью.
Т.о. на втором этапе исправления необходимо найти одного или двух братьев\сестер, которые будут способны зрело, по библейски рассудить ситуацию и будут способны увещевать согрешающего брата.
2) Какова роль одного или двух приглашаемых на втором этапе исправления и если понадобиться на третьем?
«если же не послушает их»
Из этих слов Господа, становиться очевидно, что роль «одного или двух» не пассивна. Они не просто должны поприсутствовать.
Они должны проанализировать обличение, убедиться в его верности и стараться убеждать согрешающего брата, чтобы он исправился, через покаяние и дальнейшее самообладание.
Также они должны быть готовы и способны продолжить служение исправляющей заботы на следующем этапе, если этот не увенчается благословенным исправлением брата. Т.е. они должны быть готовы и способны и быть уважаемы церковью, чтобы свидетельствовать о сложившейся ситуации на втором этапе исправления.
Цитата из Джея Адамса с.60-62
3) Каких братьев или сестер необходимо вовлекать в заботу исправления на втором этапе?
Исходя из роли,
– которую эти христиане должны сыграть на втором этапе исправляющей заботы
– и роли, которую они возможно должны будут играть на третьем этапе, как свидетели произошедшего, на втором этапе,
мы ясно понимаем, какие христиане должны вовлекаться в процесс исправляющей заботы на втором этапе.
Эти христиане, должны обладать рядом характеристик:
- Личная духовная зрелость;
- Хорошее познание всего библейского учения;
- Здравомыслие;
- Самообладание для таких ситуаций ( «о гаш»);
- Способность преклоняться перед и Богом и Его словом, без лицеприятия;
- Воспринимается с уважением.
4) Как должны служить эти «один, два»?
1. Прежде всего им, как и всем мудрым наставникам, нужно быть очень осторожными и стараться подойти к служению без предубеждения, поэтому нельзя позволять пригласившему брату сообщать всевозможные негативные подробности сложившейся ситуации. Им необходимо в общем, но не поверхностно, выяснить, что случилось и как обстоят дела сейчас.
2. Вместе с тем, кто обратился к ним, им следует условиться о встрече с человеком, который якобы отказывается принимать обличение.
3. Если, обличаемый брат отказывается встретиться или не приходит в назначенное время, они должны сделать все возможное, чтобы встреча состоялась.
4. Если, встреча все же не происходит, по вине обличаемого брата, то его следует предупредить, что им придется свидетельствовать о его отказе и о сказанных им словах перед церковью, т.к. им необходимо будет прибегнуть к официальной дисциплине.
5. Если, обличаемый брат\сестра готов встретиться, то «одному или двум» следует взять на себя руководство и определить, кто поведет дискуссию (хотя участвовать будут все). Тот кому это поручено, должен попросить обе стороны объяснить ситуацию. После достаточного исследования ситуации они должны высказать свое мнение о том, насколько убедительно обличение, с точки зрения библии и фактов.
- Если, обличение не основательно (библия, факты), то они должны наставить обличающего брата, оставить обвинения, с любовь признать, что брат не согрешал и возможно извиниться перед ним, восстановив т.о. единство.
- Если, обличение верно с точки зрения библии и фактов, то наставники должны подтвердить верность обличения и призвать согрешающего брата к покаянию и возрастанию в самообладании в сфере, где были совершаемы грехи.
6. Если, после необходимого количества встреч второго этапа ситуация не разрешается библейски, т.е признанием неверности обличения, если все именно в этом заключается или покаянием обличаемого и возрастанием в самообладании, то исправляющая забота должна перейти на 3-й этап – «3-Исправление-Скажи церкви (1 и 2)».