Поклонение в пении

«Единственный способ, которым может совершаться истинное поклонение, это если сначала мы постигнем глубины духовной истины. Наши люди ровно на столько смогут возвыситься в поклонении, на сколько мы погрузим их в глубину истин Божьего Слова. Они не обретут возвышенных мыслей о Боге никак иначе, если только мы не окунем их в глубины откровения Бога о Самом Себе». Джон Мак-Артур


Аудио – Поклонение в пении. Николай Скопич

Ефесянам 5:18-21

18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

20. благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21. повинуясь друг другу в страхе Божием.

 18.И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

(нормальная сверхъестественная жизнь христианина, без которой невозможно жить по заповедям)

 19.назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными,

(1 – Назидая себя и церковь истинами, которые мы воспеваем)

 

16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Колоссянам 3:16)

 

19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Св. Евангелие от Иоанна 4:19-24)

 

«единственный способ, которым может совершаться истинное поклонение, это если сначала мы постигнем глубины духовной истины. Наши люди ровно на столько смогут возвыситься в поклонении, на сколько мы погрузим их в глубину истин Божьего Слова. Они не обретут возвышенных мыслей о Боге никак иначе, если только мы не окунем их в глубины откровения Бога о Самом Себе».  Джон Мак-Артур

поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

(2 – Петь духовные песни в самой глубине сердца)

 

20.благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа

(3 – Сердце должно быть глубоко преклонено перед Богом, что проявляется в постоянной благодарности Богу за все и даже за трудности)

 

21. повинуясь друг другу в страхе Божием.

(4 – Поклонение Богу в пении захватывает не только глубину сердца, но и все сферы жизни, в частности взаимоотношения с людьми. Взаимоотношения с людьми проявляют насколько человек поклоняется Богу.)

(Послание к Ефесянам 5:18-21)

Итак, для нормальной (сверхъестественной) жизни христианин должен поклоняться Богу в пении, что должно проистекать из преклоненного сердца, являющего себя в благодарности Богу и служении людям.

 2.Духовное пение недооценивается.

Очень часто к духовному пению христиане относятся не по библейски.

  • Служение некоторых христиан, но ко мне это не относиться.
  • Музыкальная пауза.
  • Традиция богослужения.
  • Душевное утешение мелодией.
  • Развлечение, подбодрение.
  • Бесполезное дело.

Оцените свое отношение к духовному пению:

  • Бесполезное дело.
  • Считаете, что это правильно, но не практикуете это.
  • Считаете, что это правильно, но практикуете без любви к пению.
  • Поете с любовью, но делаете это не часто.
  • Часто поете духовные песни и явно укрепляетесь этим.

Давайте, изучим еще некоторые тексты, чтобы наше отношение к духовному пению изменилось.

 

 3.Бог призывает высоко ценить духовное пение.

Псалом 94:1-7a

 Писание ясно признает музыку в качестве важного средства:

  • восхваления Бога (Рим. 15:7-12),
  • средства выражения радости (Иак. 5:13),
  • выражения благодарности, восторга и поклонения от размышления о жизни (Пс. 91:2-4),
  • сокрушения о грехе ,
  • молитвы (Псалмы),
  • а также средства обучения и духовного назидания (Кол. 3:16; Еф. 5:19),

Кроме того, мы видим в Писании упоминания о руководящих музыкальным служением (Пс. 4:1; 5:1; 6:1; Неем. 12:8) и обучающих музыке (1 Пар. 15:22). Упоминаются также профессиональные музыканты (1 Пар. 15:22; 25:7; Ис. 5:11-12; Езд. 33:32), как и непрофессиональные (Пс. 99; 3 Цар. 1:39-40; 1 Кор. 14:26). От первой до последней страницы Библия наполнена упоминаниями и музыке и пении. О первом в Библии музыканте, Иувале, упоминается в Быт. 4:21, что «он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Позже сказано, что Моисей воспел песнь хвалы после исхода (Исх.15:1-21)); Девора, судья Израиля, воспела после победы над Сисарой; а царь Давид играл на гуслях и написал половину всех Псалмов. Мы читаем о песнях пророка Исаии (Ис. 5; 26) и песнях царя Езекии (Ис. 38:20).

 Даже Господь Иисус воспевал псалмы со Своими учениками отправляясь в Гефсиманский сад после Последней вечери (Матф. 26:1 – 30 – 56), а Павел и Сила воспевали гимны хвалы Богу в темнице (Деян. 16:16 – 25 – 32). 

Книга Откровение завершает библейский канон громким крещендо хвалы Богу и Агнцу, сидящему на престоле. По сути, выражение христианского поклонения в словесной и музыкальной формах достигает своего пика в книге Откровение.

  • Прославляют Творца (4:11),
  • провозглашают достоинство Агнца (5:9-10; 5:12),
  • возвеличивают Бога Отца и Бога Сына (5:13; 7:10; 7:12),
  • торжественно провозглашают Божий триумф над врагами Его народа (11:16; 11:17-18; 12:10-12; 19:1-3; 19:6-8)
  • и ВОСПЕВАЮТ Его величие (15:1-4; 16:5-7).
  • Дополнительное славословие возвещают о поражении нечистого города и суд над гонителями святых (18).

Кроме того, зрелищное поклонение начинается четырьмя животными, провозглашающие слова,  из видения пророка Исаии в храме . Это поклонение потом распространяется на старцев народа завета, на всех небожителей и в конечном итоге на все творение (Откр.4:7-11). 

Библия просто переполнена упоминаниями об использовании музыки в каждом случае жизни, как позитивном (1 Цар. 18:7), так и негативном (Иез. 33:32). Другими словами, без музыки не обходиться никакая сфера жизни: труд, личный отдых, праздник и даже война (Ис. 16:10; Иер. 48:33; Матф. 11:17; Лук. 15:25; Быт. 31:27; Исх. 32:17-18; Еккл. 2:8; Суд. 11:34-35; 2 Цар. 19:35).

Один богослов написал: «Мы знаем из опыта, что пение обладает большой силой и энергией, способной воспламенить сердца людей к ходатайству и прославлению Бога с более страстной и горячей ревностью».

А книга Псалтирь часто называлась «сборником гимнов Израиля», и на то есть свои основания. Псалтирь была главным источником хвалы, молитвы и даже плача для Божьего народа в поклонении. Более близкое изучение Псалтири дает представление о значительности роли музыки в жизни библейского народа. В этой книге хвалы мы видим, что превознесение Яхве посредством музыки было всенародным (149:1), личным (41:9) и уместным в каждой ситуации (73:21). Кроме того, о музыке выразительно говорится как о средстве восхваления Бога с радостью, громко (46:2), мелодично (97:5) и на всяких инструментах (150:3-5).

Хотя в Новом Завете мало говорится об использовании музыки Христом, апостолами и ранней церковью, все же несомненно, что поклонение в ранней церкви сопровождалось исполнением псалмов и других духовных песен. Богатое наследие храмового и синагогального поклонения было известно и практиковалось среди ранних христиан. Другими словами, следует полагать, что музыкальная культура иудейского поклонения была принесена и в церковь обращенными в христианство иудеями.

Свидетельства Писания и церковной истории утверждают, что верующие во Христа должны относиться к духовному пению с высочайшей важностью, а не просто как одному из видов «поклонения». Величественное, возвышенное, Богоцентричное, утвержденное на Слове духовное пение – вот чего требует от нас Писание!

 

 4.Мартин Лютер – богослов, пастор, реформатор высоко ценил духовное пение.

Лютера справедливо назвали «отцом общецерковного пения» за его вклад в развитие реформаторского служения прославления. Он знал, что доктрину и богословие можно преподавать пением гимнов, и что молодые люди получат особую пользу от благотворной музыки. Можно сказать, что музыка – по убеждению Лютера – также служила важным средством катехизации.

Поразительно,но руководство католического духовенства того времени считало, что они смогли бы подавить распространение «Лютеранской ереси» (как они ее называли), если бы не гимны Лютера.

Лютер считал, что наше понимание искусства должно строиться на нашем богословии, и что наше богословие получит только пользу благодаря проницательности в искусстве и выражению через него. Как отмечает Пол Вестермайер: «Лютер не просто любил музыку. Лютер считал, что для существования музыки есть богословская причина: это дар Божий, который исходит из ‘сферы чудесного восприятия вещей’, подобно Слова Божьего. Музыка уникальна тем, что она может передавать слова. Поскольку слова передают Божье Слово, то музыка и Божье Слово тесно связаны … Похоже, что Лютер чуть ли не считал музыку по важности равноценной проповеди … Но основное ударение он делал на ее способности передавать слова, которые передают Божье Слово».

Поскольку музыка – это дар нашего Творца, утверждал Лютер, она должна играть свою роль в учении о Нем. Музыка и другие виды искусства должны быть принесены как жертва хвалы Богу и должны служить инструментами нашего поклонения Ему. Лютер утверждает:

«Наряду с Божьим Словом музыка заслуживает высшей хвалы. Она – хозяйка и воспитательница тех человеческих эмоций, которые контролируют людей или наиболее часто переполняют их».

«Богослов, который ничего не знает о музыке, для меня ничего не стоит».

«Я не считаю, что через Евангелие все искусства должны быть повержены наземь и должны погибнуть, как то утверждают некоторые заблудшие религиозные люди. Но я хочу видеть все искусства, а особенно музыку, на служении Тому, кто дал и сотворил их».

Лютер далее осознал значительную роль, которую музыка может играть в духовном росте христианина. Лютер считал, что музыка должна быть составлена так, чтобы учить людей доктрине и наставлять молодых людей, чтобы через воспевание Божьего Слова наша вера укреплялась. В связи с этим он утверждал:

«Музыка и ноты, которые являются чудесными дарами и творениями Божьими, помогают обрести лучшее понимание текста, особенно когда они поются всем собранием, и когда поются убедительно».

«Мы соединили эту музыку с живым и святым Божьим Словом, чтобы петь, прославлять и почитать его. Мы хотим, чтобы прекрасное искусство музыки было правильно использовано на служение ее дорогому Творцу и Его христианам. Тем самым Он прославляется и почитается, а мы делаемся лучше и сильнее в вере, когда Его святое Слово влияет на наши сердца посредством приятной музыки».

«Поэтому я тоже с помощью других составил некоторые священные песни, чтобы дать импульс хорошему начинанию и побудить тех, кто может лучше передать Евангелие и принести его народу … И эти песни были поделены на четыре части с одной единственной целью, потому что я хотел привлечь молодых (которые могут и должны быть научены в музыке и других прекрасных видах искусства) от пристрастия к плотским песням и вещам и вместо того дать им научиться чему-то более благотворному … К сожалению, в других местах каждый забывает научить и подготовить бедных молодых людей; мы не должны быть виновны и в этом».

Библия ясно говорит, что священная музыка («псалмы, славословия и духовные песни») имеют назидательную цель. В действительности, подобно реформаторам мы сегодня можем прийти к ясному библейскому заключению о том, что воспроизведение Божьего Слова в пении укрепляет наше понимание его. Таким образом, пение не отделимо от проповеди, поскольку это наш ответ Богу на то, что мы слышим и думаем о Его Слове!(см. Псалом 118:171-172, 174-175).

«Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих»  Псалом 118:54

 

5.Как научиться ценить и практиковать духовное пение.

  • Постройте библейское убеждение о пении.
  • Оцените свое отношение к пению и свою практику духовного пения реалистично.
  • Посвятите себя тому, чтобы практиковать пение, даже когда вам это неудобно.
  • Пойте глубоко размышляя над текстом песни.
  • В пении применяйте текст песни к реалиям своей жизни.
  • Вкладывайте все сердце в каждое пение, чтобы петь Богу и пред Богом. Пойте с верой.
  • Проанализируйте, что в вашем сердце мешает вам искренно и пламенно поклоняться Богу в пении. И библейски устраните то, что мешает вам петь Богу.

 6.Как правильно вести церковь в духовном пении.

  1. Выбор песен.
  2. Выбор музыки.
  3. Музыкальное оформление песен.
  4. Роль группы прославления (хора).
  5. Каким должен быть ведущий прославления и каждый участник группы прославления

 

 7.Особенное задание на этот месяц:

  1. Изучите песню «О,Благодать», фраза за фразой (лично, в семье, в домашней группе).
  2. Пойте эту песню, как минимум, один раз в день.

Разъяснить текст песни:

О благодать! Спасён Тобой

Я из пучины бед;

Был мёртв и чудом стал живой,

Был слеп — и вижу свет.

Сперва внушила сердцу страх,

Затем — дала покой.

Я скорбь души излил в слезах,

Твой мир течёт рекой.

Прошёл немало я скорбей,

Невзгод и чёрных дней,

Но ты всегда была со мной,

Ведёшь меня домой.

Словам Господним верю я,

Моя вся крепость в них:

Он — верный щит, Он — часть моя

Во всех путях моих.

Когда же плоть меня умрёт,

Придёт борьбе конец,

Меня в небесном доме ждёт

И радость, и венец.

Пройдут десятки тысяч лет,

Забудем смерти тень,

А Богу так же будем петь,

Как в самый первый день.