Истинное значение Рождества: Боговоплощение, смирение, спасение

Чтобы праздновать рождество необходимо понять его смысл, чтобы понять, что мы должны праздновать, что должны вспоминать и чему должны радоваться. Этому и посвящена моя проповедь.

0. ВВЕДЕНИЕ
ХРИСТОС НАРОДИВСЯ! СЛАВIМО ЙОГО!

Чтобы праздновать рождество необходимо понять его смысл, чтобы понять, что мы должны праздновать, что должны вспоминать и чему должны радоваться. Этому и посвящена моя проповедь.

1. Тема проповеди.

2. Библейский текст (Фил.2:1-16).

3. Построение проповеди.

4. Мир старается избавиться от Иисуса в рождественские праздники.

1) Вспомните рождественские фильмы.

2) Посмотрите на отношение к тому, что должно фокусировать внимание на Иисусе Христе (песни, символы).

Война со Христом в праздник Рождества.

Дезире Роджерс – новый секретарь Белого дома по связям с общественностью (White House social secretary).

В ее обязанности входит создание публичного облика Обамы и его супруги; на ее же ответственности – все мероприятия, которые проводятся в Белом доме. Она, в частности, пригласила на пасхальный прием 2009 года гомосексуальные пары с детьми.

4 декабря в Белом доме Роджерс дала обед для своих предшественников на этом посту, где, в частности, объявила, что чета Обама в этом году планирует “внерелигиозное Рождество”.

С 1967 года Белому дому подарили рождественский вертеп, изготовленный из терракоты и резного дерева в Италии в XVIII веке. С той поры на Рождество его всегда выставляли в центре Восточной комнаты президентской резиденции. Роджерс сообщила, что в этом году вертеп выставлять не собираются, что у ее коллег вызвало шок.

“Мы хотим, чтобы праздник был приемлем для всех, чтобы он представлял все многообразие американцев, чтобы он был по-настоящему праздничным. Поэтому подумайте, как нам…” – тут Роджерс сделала паузу, – “обамизировать это торжество”.

“Таймс” отмечает, что пока что традиция победила и вертеп все же выставили.

Бывший издатель “Вестника Йельского университета” Эрик Метаксес так прокомментировал выходку Роджерс:
“Если президент Обама хотел подогреть опасения всех всерьез верующих христиан Америки и доказать, что все панические слухи, которые распространяли о нем в Сети, верны до единого, то идея сиволически убрать младенца Иисуса с Рождества в Белом доме – отличная находка! Конечно, “создательница облика Обамы” все же не осуществила этой идеи, но это меняет дело только отчасти. Не осуществила, но все же высказала”.

Как уже писали REGIONS.RU, идеология мультикультурности и воинствующего секуляризма, чрезвычайно влиятельная на Западе, стремится полностью подчинить себе общественную жизнь. Одно из препятствий на ее пути – христианские праздники, особенно самый главный (для западного христианства) и самый любимый из них – Рождество. Поэтому на Западе уже который год идет”война с Рождеством”.

ВОЕВАТЬ С РОЖДЕСТВОМ НАЧАЛИ БОЛЬШЕВИКИ И НАЦИСТЫ

В школах Филадельфии запретили исполнять рождественские песни даже без слов, в Данди (Шотландия) городские власти запланировали на Рождество грандиозные празднества, где не будет никакого намека на христианство (даже самого слова “Рождество”), а в штате Мичиган запретили выставить на улице традиционный вертеп.

У “войны с Рождеством” были достойные предшественники. Так, в России большевики, придя к власти, отменили все христианские праздники и связанные с ними традиции. Когда же в тридцатые годы Сталин начал демонстративно возвращать некоторые приметы уничтоженного им мира, приспосабливая их к господствующей идеологии, многие черты Рождества вернулись в быт, но были решительно оторваны от прежнего контекста: зимним праздником стал Новый год. Получилось то самое “Рождество без Христа”, создать которое сейчас стараются секуляристы.

Новый год был удобен еще и тем, что из-за перемены календаря он пришелся на конец (то есть самое строгое время) Рождественского поста, работая тем самым на разрушение православной традиции.

Рождественская елка символизировала весь мир: наверху – Вифлеемская звезда, ниже – звезды-гирлянды, шарики-планеты и ангелочки, еще ниже – фигурки животных, под елкой – вертеп, изображающий пещеру, где родился младенец Христос, рядом – подарки детям от Того, Кто родился. Новогодняя елка никакого определенного значения не имела – разве что вечнозеленое дерево ассоциировалось с зимой, а звезда на верхушке – с кремлевскими звездами.
Ни младенец Христос, ни святой Николай на советском празднике появиться, конечно, не могли. Поэтому был создан образ Деда Мороза:
за основу взяли европейского Санта-Клауса, придали ему некоторые черты Морозко из русской сказки, а в качестве свиты дали ему внучку Снегурочку из одноименной оперы Римского-Корсакова. Но новогоднее настроение – предвкушение добрых чудес – заимствовано у Рождества.

Немецким нацистам христианский праздник тоже мешал. Согласно недавно проведенному исследованию, результаты которого были представлены на выставке в Национальном центре документации социализма в Кельне, Гитлер и его сподвижники пытались добиться, чтобы празднование Рождества не ассоциировалось с Иисусом.
Нацисты ввели множество изменений в ход рождественского празднования – от песен до елочных украшений. Под руководством главных идеологов Третьего рейха Альфреда Розенберга и Генриха Гиммлера были изменены тексты многих рождественских песен, из которых убрали все религиозные мотивы.
Кроме того, нацисты взялись за производство елочных украшений из оберточной бумаги с изображениями свастики и гранат.
“Самый значительный праздник в календаре не соответствовал их расистским планам, поэтому они убирали христианскую символику”.

Regions.ru с использованием материалов Invictory
https://www.regions.ru/news/2253096/

3) Но даже те, кто не отказывается от символов Рождества Христового, чаще всего не понимают смысла и значения рождества. Для многих это всего лишь религиозный праздник, который не касается, их души и жизни.

Чтобы быть способным отпраздновать Рождество Спасителя Христа нам необходимо внимательно изучить Слово Божье, чтобы понять смысл, который заложен в Рождество Самим Богом. Что мы сейчас и будем делать.

А также нам нужно проповедовать истинный смысл Рождества другим людям.

Чтобы разобраться в смысле Рождества нам необходимо найти Библейские ответы на 3 вопроса:

1. Кто такой этот родившийся Младенец?
2. Что значило для Сына Божьего стать человеком?
3. С какой целью Бог стал человеком или что рождество Иисуса значит для нас?

1. Кто такой родившийся Младенец?

«Иисус родился не в гостинице, потому что она была набита битком и никто не пожелал уступить место рожающей женщине; поэтому ей пришлось родить Его в хлеву, а Его первой колыбелью стали ясли для скота. Повествование разворачивается бесстрастно, без комментариев, но думающему читателю становится не по себе при виде такой очевидной черствости и нравственной низости. Однако евангелисты рассказывают об этом не для того, чтобы преподать читателю нравственный урок. Для них смысл рассказа – не в обстоятельствах рождения (кроме замечания о том, что рождение Иисуса в Вифлееме является исполнением пророчества; см. Мф.2:1-6), но в том, кем был родившийся младенец. МЛАДЕНЕЦ, РОЖДЕННЫЙ В ВИФЛЕЕМЕ, БЫЛ БОГОМ».
Джеймс Паккер, «Познание Бога»,49

Прочесть Иоанна 1:1-18

О боговоплощении, т.е. что Бог стал человеком, я проповедовал 2 нед. назад. Вы можете прослушать эту проповедь на сайте церкви.

Мы выяснили, что боговоплощение это самый глобальный тупик, самая большая дилемма. Великий Бог стал человеческим младенцем. Если, мы поймем эту тайну рождества и сможем решить величайшую дилемму, то все остальные душевные тупики мы пройдем обязательно и пройдем их так же, как самую большую дилемму. В этом и есть благословение рождества. Это мы и будем праздновать.

Празднуя рождество – мы празднуем то, что жизнь не может сломить тех, кто рожден от Бога. Мы имеем свет в любом тупике.
Празднуя Рождество, мы празднуем Боговоплощение. Когда, мы празднуем Боговоплощение мы, по сути, радуемся о том, чего не можем до конца понять и объяснить. Мы узнаем о боговоплощении и начинаем в него верить, хотя не можем объяснить того, как оно произошло и как такое вообще возможно. Т.о. мы приобретаем ориентир на Христа. Мы впечатляемся Богом, держимся за Бога, идет за Ним и т.о. проходим через туман непонимания жизни.

Боговоплощение наибольшая из дилемм. Бог всемогущий, вездесущий, вечный стал ограниченным в пространстве, силе, стал смертен. Если мы сможем принять эту наибольшую дилемму, то научимся проходить все остальные дилеммы, т.к. они будут несравненно малы по сравнению с этой дилеммой. Боговоплощение Рождества учит нас, что жизнь не сломает нас никогда, если мы спасены, если мы преданы Господу Иисусу!

Иисус был и есть истинный Бог, но Он стал истинным человеком! Это просто невероятно. Это шокирует наш разум. Это ставит в глубочайший тупик нашу душу. Это вводит в величайшее противоречие наши размышления.

Великий Творец, Жизнь, Вездесущий стал творением. Подумайте, что человек никогда не смог бы стать своим творением и остаться человеком. Например, скрипка абсолютно не является человеком и не способна явить человека. Как же Бог, который отделен от человека намного больше, чем человек от скрипки, остался истинным Богом и стал истинным человеком. Это невероятное чудо и наибольшее противоречие для нашего разума.

«Рождественский рассказ покоится на поразительном факте: младенец в яслях был Богом.
Младенец, рожденный в Вифлееме был Богом, Который сделался человеком.
Слово стало плотью, ребенком. Он не перестал быть Богом; Он точно так же был Богом, как и раньше. Но при этом Он стал человеком. Он не был Богом – минус какие-то элементы божественного, но Богом – плюс все, что принял в Себя, став человеком. Он, сотворивший человека, теперь начал на себе испытывать, что значит быть человеком». Он, создавший ангела, ставшего потом дьяволом, оказался в таком положении, где Он мог быть искушаем сатаной; и совершенство Его человеческой жизни было достигнутую только через борьбу с дьяволом.
Тайну воплощения невозможно постигнуть. Ее нельзя объяснить, можно только сформулировать. Пожалуй, лучше всего она изложена в словах: «Наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и человек;.. совершенный Бог и совершенный человек… Который будучи Богом и человеком, не есть два, но один Христос; един не посредством обращения Бога в плоть, но посредством принятия человеческого Богом» («Символ веры» Афанасия). Нашему разуму это недоступно. По словам Чарлза Уэсли, в яслях мы видим:

Наш Бог – и вдруг так бесконечно мал,
Непостижимо человеком стал.

Непостижимо! Неплохо было бы это запомнить, оставить всякие домыслы и просто замереть в восхищении».

Джеймс Паккер, «Познание Бога»,52

Итак, рожденный младенец БОГОЧЕЛОВЕК! Он – Бог!

2. Что означало для Сына Божьего, истинного Бога, стать человеком?

Это значило невероятно глубоко смириться!

«Как нам следует думать о воплощении? Новый Завет призывает нас не ломать голову над физиологическими и психологическими проблемами, но благодарить Бога за любовь, которую Он явил нам. Ибо это был акт великого самоуничижения и смирения. «Он, всегда бывший Богом в Своем естестве, – пишет Павел, – не цеплялся за Свои права как равный Богу, но сбросил все привилегии и согласился стать рабом и родиться смертным человеком. А став человеком, Он смирился, прожив жизнь величайшего повиновения, даже до смерти; а умер Он смертью обычного nрестуnника» (Флп.2:6-8; перевод Филлипса (ДБФ) . И все это для нашего спасения».
Джеймс Паккер, «Познание Бога»,54

1. Разъяснить величину смирения Бога.

Фил.2:5-8

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования(с гр. думать, мыслить,
помышлять, размышлять, рассуждать), какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением (с гр. 1 . (по)хищение, расхищение, грабеж; 2 . добыча, похищенное, награбленное.) быть равным (с гр. равный, такой же, одинаковый) Богу;

7 но уничижил (с гр. опорожнять, опустошать, делать тщетным или пустым, упразднять) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

«Из контекста видно, что всякий раз говоря, что Сын опустошил Себя и обнищал, Павел имеет ввиду, что Он лишился не Божьей сущности и силы, а Божьей славы и достоинства, славы, «которую Я имел у Тебя прежде бытия мира», как сказал Христос в Своей великой первосвященнической молитве (Ин.17:5). Писание не дает никакого основания для утверждения, что Сын Божий лишился какой-либо стороны Своего Божьего естества».
Джеймс Паккер, «Познание Бога»,56

Опустошение – означает, что Бог Сын решил не пользоваться Своими атрибутами хотя они ему полностью принадлежали и были беспрепятственно всегда доступны. Иисус сознательно решил не пользоваться ничем божественным, что лишило бы Его возможности прожить 100%-ную человеческую жизнь. Иисус нигде не облегчал человеческую жизнь с помощью Божественной Своей силы. А именно к этому Его подталкивал сатана, когда искушал его в пустыне, предлагая сделать камни хлебом.
Иисус полностью обнищал и прожил 100%-ную человеческую жизнь. Он не страдал ни где меньше, чем обычный человек. Умирая на кресте Он не пользовался Божественной силой, чтобы Ему было легче умирать. Напротив, Иисус страдал больше, чем обычный человек, т.к. Он был Богом, не имеющим ничего общего с грехом.

Христос так смирился, что это невозможно вместить нашим разумом. Его смирение грандиозно величественно. Расстояние между человеком и поленом в миллиарды раз меньше, чем расстояние между Богом и человеком.

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

(2Кор.8:9)

смирил (с гр. понижать; унижать, уничижать, умалять, смирять) Себя, быв послушным (с гр. послушный, покорный, внимающий) даже до смерти, и смерти крестной.

«Часть открытой нам тайны Троицы заключается в том, что Отец, Сын и Святой Дух находятся друг с другом в определенных отношениях. Сын появляется в Евангелиях не как отдельный, независимый Бог, но как подчиненный, думающий и действующий только так, как научил Его Отец. «Сын ничего не может творить Сам от Себя», «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин. 5:19,30). «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38), «…ничего не делаю от Себя,.. Я всегда делаю то, что ему угодно» (Ин.8:28-29). В этом и есть сущность второго Лица Троицы – признавать власть Первого и подчиняться Его благоволению. Именно поэтому Он называет Себя Сыном, а Первого – Отцом. Будучи равным с Отцом в вечности, власти и славе, Он естественным образом выступает в роли Сына и радуется, исполняя волю Отца. Точно так же для Отца естественно планировать и начинать дела Бога, а для Духа Святого – идти от Отца и Сына и выполнять Их совместные замыслы. Таким образом, повиновение Бога-человека Богу-Oтцу во время земной жизни не было чем-то новым, начавшимся при воплощении. Это были вечные небесные взаимоотношения между Сыном и Отцом, продолженные теперь во времени. Как на небе, так и на земле Сын полностью зависел от воли Отца».
Джеймс Паккер, «Познание Бога»,58

Смирение Христа заключалось в том, чтобы полностью подчиниться воле Отца, при этом не пользоваться Своей Божественной силой, чтобы облегчить Себе это послушание или схитрить и послушаться лишь частично.

Смирение это следование Божьей воле на все 100%. Это следование воле Божьей не облегчая себе путь хитростью или своей силой.

Смирение Христа было грандиозным. Большего смирения никто не может проявить.

2. Чему учит нас смирение Христа?

1) Учит истинному смирению.

2) Показывает величие всех истин Евангелия!

  •  Величие Бога.
  •  Величие Его святости.
  •  Величие греха человека.
  •  Величие справедливого гнева Божьего.
  •  Величие наказания, ожидающего человека.
  •  Величие полной неспособности решить проблему греха для человека.
  •  Величие жертвы Христа.
  •  Величие нужды в вере и покаянии.

Учит тому, что человек должен подходить к Богу со смирением, а по – другому он к Нему не подойдет. Без смирения невозможно принять истины Евангелия.

3) Учит тому, что именно на смиренной зависимости от Бога строится все добродетели христианства.

Фил.2:1-16

«Мы многословно распространяемся о «духе Рождества», часто имея в виду лишь сентиментальное веселье в кругу семьи. Но из всего сказанного ясно, что слова эти несут в себе исключительно весомое понятие. Они означают, что в нас отражаются Его чувствования – Того, Кто ради нас обнищал в самое первое Рождество. И каждый христианин должен быть отмечен духом Рождества.
К нашему стыду надо сказать, что многие христиане – я буду говорить конкретнее – многие из самых «правильных» и зрелых христиан идут по жизни с духом священника и левита из притчи нашего Господа и, видя нужды людей вокруг (может быть, после молитвы, чтобы Господь позаботился об этих нуждах), отводят глаза и переходят на другую сторону улицы. Это не дух Рождества. Не назовешь духом Рождества и настроения тех христиан – и их, увы, много, – которые стремятся создать уютный христианский дом среднего класса, познакомиться с милыми христианами среднего класса и воспитать детей в приличных христианских традициях среднего класса, отгородившись тем самым от всех христиан и нехристиан, которых они считают ниже среднего класса.
Дух Рождества не засияет из христианина-сноба. Ведь дух Рождества – это дух тех, кто, следуя за своим Господом, живут по принципу обнищания, тратя средства и самих себя для обогащения других, делая добро, отдавая время, внимание и заботу другим – и не только своим друзьям. Но проявляющих этот дух не так много, как хотелось бы. Если по милости Своей Бог оживит нас, одним из Его дел будет взрастить как можно больше этого духа в наших жизнях и сердцах. Если мы хотим духовного оживления для самих себя, надо стремиться воспитывать в себе этот дух. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс.118:32)».
Джеймс Паккер, «Познание Бога»,59,60

4) Учит радикальному доверию Христу и успокоению в Нем.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

(Евр.2:17,18)

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

(Евр.4:15,16)

3. С какой целью Бог стал человеком или что рождество Иисуса значит для нас?

Мы уже увидели, что Бог Сын смирился до смерти крестной. Это и была цель Его воплощения, цель Его смирения. Иисус умер на кресте, т.к. ТОЛЬКО так человек мог получить шанс на спасение от грехов и от вечного наказания за них.

20 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

(Матф.1:20,21)

Ис.53

Кол.1:9-23

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мар.10:45)

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

(2Кор.8:9)

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

(2Кор.5:21)

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

(Тит.2:11-14)

«Новый Завет ничего не говорит о воплощении, которое можно отделить от искупления… Не Вифлеем, но Голгофа стоит в фокусе откровения, и любое христианское построение, игнорирующее или отрицающее это, разрушает христианство» .
Особая значимость Вифлеемских яслей состоит в том, что ясли – это одна из ступенек, по которым Сын Божий спустился к кресту, и нам не понять их значение вне этого контекста. Поэтому ключевым отрывком из Нового Завета, толкующим воплощение, является не прямое утверждение «И Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин.1:14), но скорее, более широкое заявление: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Здесь мы видим не только сам факт воплощения, но и его значение. То, что Сын Божий принял на Себя человеческую плоть, показано здесь именно так, как мы должны воспринимать это, – не просто как чудо природы, но как чудо благодати.
Теперь мы видим, что значило для Сына Божьего опустошить Себя и обнищать. Это означало отложить славу (настоящий кеносис), добровольно сдерживать власть, принять трудности, одиночество, насмешки, злобу и непонимание; в конце концов, это означало смерть, сопровождаемую такими муками – духовными даже больше, чем физическими, – что Его «томление» доходило до предела в их предвидении (см. Лк.12:50 и повествования о Гефсимании). Это означало любовь к самым незначащим людям, которые смогли «обогатиться Его нищетой». И настоящее значение Рождества состоит в том, что у погибшего человечества есть надежда – надежда на прощение, на мир с Богом, надежда славы, – потому что по воле Отца Иисус Христос обнищал и родился в хлеву, чтобы через тридцать лет умереть на кресте. Это самое чудесное, что мир когда-либо слышал или услышит».

Джеймс Паккер, «Познание Бога»,54,59

4. Итог.

1. Пояснить развитие мысли в проповеди.

2. Порадоваться тому, что мы празднуем в Рождестве.

3. Призвать к покаянию.

Христос Народився! Христос Народився! Христос Народився!