Реально ли оно? 11 библейских способов проверки истинности спасения. Часть 2

Первую часть статьи читайте здесь : Реально ли оно? 11 библейских способов проверки истинности спасения. Часть 1

7) Любите ли вы других христиан?

В 1 Ин. 3:10 Иоанн упоминает два очевидных факта. Один, как мы уже только что видели, — то, что «всякий, не делающий правды, не есть от Бога». Второй — «равно и не любящий брата своего». Чтобы расширить понимание этого вопроса, вернемся к ключевой части, которую мы пропустили в нашем последовательном изучении послания Иоанна: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:9–11).

Утверждать, что вы во свете (или видели свет) — это значит утверждать, что являетесь христианином. Если это так, ваша жизнь, конечно же, проявляла бы какие-то особенности жизни Христа. Любовь к братьям-христианам — основополагающая такая особенность. Быть в общении со Христом означает испытывать и выражать любовь. Если вы называетесь христианином, но вам даже не нравятся христиане, то ваше утверждение — подделка. На самом деле вы ходите во тьме, а не во свете.

Любовь к другим христианам приходит к верующему естественным путем. Как Павел сказал церкви в Фессалониках: «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга» (1 Фес. 4:9). Тем не менее, далее он ободрил их «более преуспевать» в любви друг к другу (1 Фес. 4:10). Как верующие мы не любим в полной мере, как нам должно любить, но мы все же любим. И нас не нужно учить любить, потому что это инстинктивно, безусловно и наследуется в рамках нашей новой природы. Как мы узнаем из Рим. 5:5: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Иисус пошел настолько далеко, что сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Это основа нашей христианской жизни — что мы имеем способность «постоянно любить друг друга от чистого сердца», как Петр выразил это (1 Петр. 1:22). И эта любовь идет глубже, чем просто желание осуществлять ответственность по осознанию долга, жертвенное служение и чуткое участие.

И вот проверка: является ли любовь к другим верующим вашей характеристикой? Если вы утверждаете, что являетесь христианином, но не имеете любви в сердце к тем, кто в церкви, или никакой истории ответов на их нужды, тогда апостол Иоанн говорит вам: вы во тьме, несмотря на ваши заявления о пребывании в свете. Любовь есть проверка Божественной жизни. Она обозначает, что вы пересекли черту и перешли от тьмы к свету. Вот как это изложено в 1 Ин. 3:14,15: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».

Действительно ли вы заботитесь о других верующих или вы холодны, незаботливы и равнодушны? Есть ли у вас желание достигать их и отвечать на их нужды? Те, кому все равно, духовно мертвы, им характерна постоянная ненависть. В наш изощренный век это проявляется не так в едкой вражде, сколько в крайне эгоцентричном подходе к жизни. Люди, которые продолжительно концентрируются на самих себе и которым ни мало интересен кто-либо другой, от их отца — дьявола, который «был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). Как верующие, однако, «любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» — абсолютно противоположно смертоносному характеру дьявола. Таким образом «и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16).

Иоанн определил любовь как совершение жертвы ради других, возможно, даже до мученичества. Как вы реагируете на возможности, которые вам обычно выпадают: пожертвовать своим временем, сокровищами и талантами? Рады ли вы, когда сталкиваетесь с человеком или служением в нужде, а вы способны дать денег, время, молитву, какие-то вещи или продукты, умение или сочувствующее ухо?

Как насчет того, чтобы получать удовольствие от привилегии общения в общем? Ждете ли вы с нетерпением, чтобы быть вместе с братьями христианами и говорить с ними, делиться с ними, обсуждать с ними Божьи дела, изучать Слово и молиться с ними? Есть ли у вас желание взять ресурсы, которые вам дал Господь и применить их к кому-то еще в семье Божьей? Это доказательство любви, как Иоанн дальше поясняет: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:17,18).

Обратите внимание на результат такого практического подхода к любви: «И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:19,20). Уверенность в том, что вы христианин — что вера ваша является настоящей — придет вашей любовью. Греческое слово peitho, переводимое как ‘успокаиваемʼ, означает умиротворять, успокаивать, унимать или убеждать. Вы можете успокаивать себя, стоя перед Богом, что вы являетесь истинным христианином, если видите любовь в своей жизни.

Конечно, ваша любовь не будет совершенной, но будет иметь место. Пусть это содействует вашему успокоению, поскольку Иоанн предупредил, что ваше сердце или совесть могут попытаться обвинять вас и заставить сомневаться. Падшая плоть способна играть в игры с вашим разумом. Сатана, обвинитель братьев, может постараться использовать это. В чем бы вас не осуждало сердце, вы можете успокаиваться, если видите любовь в вашей жизни. Вы можете ставить под сомнение свое спасение, но Бог никогда этого не делает, потому что Он больше вашего сердца и знает всё.

Возможно, вы проходите через сомнения и вам тяжело дается успокоение. Делайте, как говорит Иоанн, и возвратитесь к любви всей вашей жизни: проверьте, любите ли вы других христиан, доказывая это добрыми делами и жертвенностью. Если это характерно для вашей жизни, утешьтесь, умиротворитесь, потому что несмотря на то что бы ваше сердце ни делало, чтобы осудить вас, вы можете быть уверены в своем спасении. Осуждающая совесть может украсть ваше успокоение, потому что она смотрит только на неудачи. Но Бог больше, чем ваша совесть; Он смотрит на вашу веру в Христа.

Апостол Петр после троекратного отречения от Христа переживал наихудшие времена, какие мы даже и представить себе не можем, с осуждающим сердцем. Иисус пришел лично, чтобы успокоить его. Три раза кряду он спросил нежно про посвящение Петра. В отчаянии Петр ответил: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17). Мы также можем апеллировать к любви, которую Бог видит в наших сердцах. Она не совершенна, но опять-таки она там есть. И она будет проявляться через добрые дела и жертвенность для других. Иисус сказал Петру обнаружить свою любовь через заботу о церкви. Для христиан естественно «делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). Ваша любовь к другим христианам является мерилом христианской веры, а также серьезным основанием для успокоения. Откажите сердцу в осуждении, когда Бог не осуждает.

 

8) Вы испытываете отвеченную молитву?

Еще один источник уверенности и успокоения таков: что бы мы ни попросили у Бога, «получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:22). Вы можете знать, что вы верующий, если Бог отвечает на ваши молитвы. Единственный способ этому произойти — это если вы исполняете Его заповеди, а единственный способ, как вы можете делать это — только если вы принадлежите Ему. Как говорит Иоанн в 24-м стихе: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем».

В похожем отрывке Иоанн сказал: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:13–15). Бог всегда отвечает на молитвы, соответствующие Его воле. Послушные верующие знают Его волю, как она утверждена в Его Слове, и приспосабливают свои молитвы соответственно. Ответы, следующие за этим, приносят уверенность и успокоение.

Господь больше желает отвечать на молитвы Своих детей, чем они желают просить. Я подозреваю, что в сердце Божьем есть некоторое огорчение из-за того, что Он сделал бы настолько больше, чем мы когда-либо Его попросим. Подумайте о тех благословениях и успокоении, которых мы себя лишаем!

Сейчас есть много людей, которые молятся Богу, но даже не знают Бога, которому они молятся или какова Его воля. Бог никоим образом не обязан отвечать на такие молитвы. Мы узнаем из Псалмов, что Он их даже не слышит (Пс. 65:18). Но те из нас, кто видит ответы на свои молитвы, могут знать, что имеют жизнь вечную. Одна из хороших причин горячо и верно молиться — насладиться успокоением, которое приносит отвеченная молитва.

Некоторые верующие борются с тем, чтобы успокаиваться насчет своего спасения, потому что у них недостаточный опыт с отвеченными молитвами. Это исходит из скудной молитвенной жизни. Какая трагедия! Если вы в такой ситуации, немедленно развернитесь в противоположное направление. Я не хочу, чтобы вы лишали себя благословения и утешения, которые приносит отвеченная молитва. Оглядываясь на свою жизнь, один из величайших источников моего успокоения — это видеть, как Бог отвечал на множество моих молитв на протяжении лет. То, что Он отвечал, является доказательством, что Он слышит меня, что, в свою очередь, является доказательством того, что я пребываю в Нем и Он во мне.

Были ли ваши молитвы отвечены? Характерно ли это для вашей жизни? Если так, то вы имеете жизнь вечную. Молились ли вы за неверующего и видели, как этот человек пришел к Богу? Молились ли вы за кого-то в большой беде и видели, как Господь обратил ту ситуацию в благословение и радость? Взыскивали ли вы Бога насчет пустоты в вашей жизни и видели, как Он заполнял ее? Молились ли вы о прощении в чистой совести и получали это? Просили ли вы Бога дать вам представить Его истину какому-то отдельному человеку или группе и испытали Его благодать, сделав это с большой ясностью? Искали ли вы силы для провозглашения Евангелия и испытали ее? Просили ли вы, чтоб Бог помогал вам вести кого-то к Спасителю, и Он сделал это? Искали ли вы довольства посреди испытывающих обстоятельств и испытали в результате Божий мир? Просили ли вы Господа помочь вам узнать Его лучше и испытали большую близость с Ним после прохождения через эти трудные уроки? Все это указывает на то, что вы принадлежите Ему, и Он — вам.

 

9) Испытываете ли вы служение Святого Духа?

1 Ин. 4:13 развивает эту тему принадлежности Богу: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего». Первое, что сделал Дух — это свидетельство того, «что Отец послал Сына Спасителем миру» (14-й стих). Если вы исповедуете, что Иисус — Сын Божий, Спаситель миру, и посвятили свою жизнь Ему, это было действование Духа. Отдельно от Духа Святого вы бы не знали, кто есть Христос и вы бы точно не исповедовали Его как Спасителя и Господа. Испытали ли вы это служение Духа Святого? Если так, это доказательство того, что вы истинное Божье дитя.

Еще одно жизненно важное действие Духа — это Его просвещение вашего понимания Писания. Иоанн, говоря о Духе, сказал: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и… помазание учит вас всему» (1 Ин. 2:27). Павел объяснял, что «Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия… дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:10–12). Когда вы читаете Божье Слово, проливается ли для вас свет на его значение? Понимаете ли вы, о чем оно говорит? Бывает ли иногда, что вы понимаете его так хорошо, что даже хотели бы не понимать его настолько хорошо из-за очевидных выводов? Относительно понятно ли оно вам в общем? Я сейчас не говорю о неясных местах, с которыми мы все боремся, но подумайте об эффекте, который Слово оказывает на вас. Спросите себя: обличает ли оно меня, когда я согрешил? Наполняет ли оно меня радостью, когда я поклоняюсь Богу и ищу продвижения Его Царства? Это признаки просвещающей работы Духа в вашей жизни.

Давайте посмотрим на другие виды служения Духа. Как насчет общения с Богом? Это Дух ведет нас к взыванию: «Авва! Отче!» (Гал. 4:6), как к знаку вашей близости и приобщения к Богу. Как насчет хвалы? Кто подвигает ваше сердце хвалить и восхищаться Господом? Кто убеждает вас петь от сердца и с посвящением? В Еф. 5:19Павел объясняет, что исполнение Духом ведет к назиданию «самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Как насчет плода Духа, который Павел описывает как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:23)? Эти качества являются духовными добродетелями. Удостоили они вашу жизнь в целом?

Служили ли вы когда-нибудь духовно через помощь кому-то, отдавая или жертвуя, или говоря кому-то о Христе? Это доказательства присутствия Духа Божия. Вы на самом деле испытываете Его работу в своей жизни? В Рим. 8:16 Павел объясняет, что «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии». Только, пожалуйста, теперь не ожидайте, что Он будет шептать вам на ухо: «Ты — христианин, ты — христианин, поверь Мне, ты — христианин!» Нет слышимого голоса, ничего эзотерического или мистического, но что-то очень конкретное. Он свидетельствует, обеспечивая вас доказательствами Его присутствия в жизни: проливая свет на Писание для вас, привлекая вас в общение с Богом через молитву и хвалу, производя духовный плод, облагодетельствуя вашу жизнь и позволяя вам эффективно служить другим.

Если Дух есть в вашей жизни, это доказывает, что вы пребываете в Боге, а Он — в вас (1 Ин. 4:13). Поэтому будьте спокойны. Не позволяйте сердцу осуждать вас, обвинять вас, говорить, что вы — неверующий. Распознавайте работу Духа в вас. Нет причины сомневаться и колебаться.

 

10) Можете ли вы отличать духовную истину от заблуждения?

Доселе мы прошли девять проверочных вопросов для определения присутствия спасающей веры. Десятый — это тот, где Иоанн как раз использует слово «испытывайте» (синоним «проверяйте». — Перев.): «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:1–3).

Каждая ложная религиозная система мира не проходит эту проверку. Приспешники таких систем последовательно пытаются подорвать библейскую истину о том, кто такой Иисус Христос и что Он сделал — что Он есть Спаситель и Господь, который пришел в человеческом теле, чтобы быть преданным «за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Можете ли вы различить, когда кто-то представляет ложное учение о личности и работе Христа? Это определяющий вопрос христианской веры.

Лжеучителя «от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Ин. 4:5,6). Иоанн говорил, что истинный верующий будет слушать истину и не отклоняться в заблуждение касательно славной личности Христа и Его труда. Предположим, кто-то говорит: «Я раньше верил в Иисуса Христа, но теперь на меня снизошел свет: Христос на самом деле был ангельским существом — или излучением от Бога, Божественным духом без человеческого элемента, или просто человеком и не Божественным». Любая такая ересь будет отражать невозрожденное сердце.

С момента вашего спасения есть только одно, в чем вы совершенно уверены, — это Кто такой Христос и что Он сделал, иначе вы бы не были спасены. Дух Святой — Тот, кто сделал это ясным для вас. Эта проверка не нравственная или основанная на опыте, но доктринальная. Настоящие верующие отличают истину от заблуждения, потому что Дух Истины живет в них. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, — говорит Иоанн, — от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1 Ин. 5:1). Это вновь та же доктринальная проверка. Когда вы верите в правильные вещи о Христе, вы рождены от Бога.

Хорошо быть верующим, но также хорошо быть скептичным. Как говорит Иоанн: «Не всякому духу верьте» (1 Ин. 4:1). Ради вашей духовной жизни и здоровья не верьте всему, что слышите и видите, и читаете. Вместо этого «испытывайте духов, от Бога ли они». Это требует способности мыслить по-библейски. Греческий текст подразумевает проведение скрупулезной продолжительной проверки всего или всех, кому бы вы себя не подставляли для влияния. Зачем все эти хлопоты? «Потому что много лжепророков появилось в мире».

Завоевание города Трои — одно из самых знаменитых событий древности. Греческие солдаты осаждали город более десяти лет, но не смогли завоевать его. В отчаянии Одиссей, великолепный стратег, решил построить большого деревянного коня и оставить его за городскими стенами в роли предполагаемого подарка непобедимым троянцам. Затем греки отплыли в очевидном поражении. Любопытные и гордые троянцы завезли деревянного коня в свои укрепленные стены. В ту ночь греческие солдаты, спрятавшиеся внутри коня, вышли наружу и открыли городские ворота для остальных своих солдат, чтобы впустить их в город. Солдаты расправились с жителями, ограбили город и сожгли его дотла. С тех пор троянский конь — символ проникновения и обмана. На протяжении своей истории Церковь принимала многих троянских коней, наполненных ложными пророками.

Сатана активно использовал врагов, замаскированных под подарки, чтобы отвадить людей от Божьей истины и увести в разрушительное заблуждение. Современная церковь находится в особенно тяжелом состоянии смятения из-за своей слабой доктрины, релятивистского мышления, мирской методологии, неточного толкования Писания, расшатанной внутренней дисциплины и духовной незрелости. Что чрезвычайно нужно — это духовное различение — умение отделять Божественную истину от заблуждения (1 Фес. 5:21).

Возможно, вы разбираетесь в ежедневных житейских делах. Вы читаете этикетки, потому что хотите быть здоровыми. Вы читаете мелкий шрифт сообщения по фондовой бирже перед тем, как производить финансовое вложение. Если вам нужна операция, вы внимательно выбираете подходящего врача. Может, вы очень хорошо разбираетесь в политике и способны четко дать оценку множеству внутренних и зарубежных вопросов. Или, может, вы диванный эксперт, оценивающий стратегии защиты и нападения. Все это хорошо, но можете ли вы отличать Божественную истину от заблуждения?

Для этого Иоанн предложил проверить две вещи: исповедание Божественного Господа (1 Ин. 4:2,3) и посвящение Божественному Слову (4–6-й стихи). Если вы станете изучать культы, то заметите один повторяющийся элемент. Христианская наука, свидетели Иеговы, мормонство и им подобные атакуют личность Христа, а затем ставят условием замену или дополнение к Библии, такие как «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию», книга Мормона или «Драгоценная жемчужина». Истинные верующие не поверят в такую ложь. У них есть пребывающий в них Учитель истины в лице Духа Святого (1 Ин. 2:27).

Я недавно слушал одну радиопередачу, где мужчина пропагандировал религию, о которой я ранее никогда не слыхал. У меня не заняло много времени обнаружить, что он не представлял истину. Меня сразу же насторожило то, как он исказил одно короткое библейское утверждение в начале своего посыла. Я продолжил слушать довольно пристально, пока он не закончил тем, что заявил о существовании великого пророка, являющегося инструментом Бога в принесении великой истины человечеству. То, что он сказал, не соответствовало Писанию. Я знал, что это заблуждение, потому что Дух Божий убедил меня в спасении по благодати верой только во Христа и в правдивость Писания. Я знал, что не нуждаюсь в каком-то современном пророке, чтобы дать мне истину.

Вам не нужно быть выпускником семинарии или экспертом по культам и мировым религиям, чтобы отличать истину от заблуждения. Если вы не уклоняетесь от основных истин о Божественной личности Христа, Его труда и Слова — это доказательство искренней спасающей веры.

 

11) Терпели ли вы отвержение из-за своей веры?

Эта одиннадцатая и последняя проверка болезненна: «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3:13). Каин ненавидел Авеля и убил его. Почему Каин сделал это? «За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (12-й стих). Испытывали ли вы вражду, отвержение, горечь, отстранение, изгнание, предубеждение или открытое гонение из-за того, что говорили или защищали то, что было правильно? Если так, то это признак того, что вы принадлежите Тому, кто пострадал таким же образом по той же причине.

Дело в том, что для мирских вы как христианин — «как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4:13). Вы — угроза их вере в то, что этот мир — это всё, ради чего стоит жить. «Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Петр. 4:4). Однако, Писание говорит: «И не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога» (Флп. 1:28). Когда страдаете из-за веры, не говорите: «Могу ли я на самом деле быть христианином? Все идет так плохо — Богу не все ли равно?» Лучше, если мир преследует вас, скажите: «Не чудесно ли это на самом деле? Абсолютно ясно, кто я».

Я никогда не забуду одну ночь много лет назад, когда меня позвали в офис нашей церкви улаживать чрезвычайную ситуацию. Я прибыл и обнаружил одного из наших лидеров, борющегося с девушкой, которая была очевидно демонически одержима. Она проявляла сверхъестественную силу. Она перевернула тяжелый стальной стол, и двое не могли сдержать ее физически. Из нее говорили голоса, ей не принадлежавшие. Первое, что они сказали, когда я прибыл было: «Не он! Уведите его! Уведите его! Мы не хотим, чтобы он здесь был!» Меня воодушевило, что демоны знали, что я не на их стороне.

Та ночь укрепила меня. Когда мир и дух сатаны за ним приходят за вами, у вас также есть право утвердиться, если вас ненавидят за праведность. Но, конечно же, если вас ненавидят, потому что вы несносны, то в этом уж точно нет никакой добродетели! «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Петр. 2:20). Часть этой угодности — быть уверенным в своем спасении.

Апостол Иоанн дал все проверочные вопросы, которые он задавал, чтобы дать истинному верующему библейское основание для уверенности. Давайте сделаем обзор его духовной инвентаризации: наслаждаетесь ли вы общением со Христом и Отцом? Чувствительны ли вы ко греху в своей жизни? Послушны ли вы Божьему Слову? Отвергаете ли вы этот злой мир? Любите ли вы Христа и страстно ожидаете Его возвращения? Видите ли вы уменьшение греха в жизни? Любите ли вы других христиан? Получаете ли вы ответы на свои молитвы? Испытываете ли вы дыхание Святого Духа? Можете ли вы отличать духовную истину от заблуждения? Страдали ли вы из-за своей веры во Христа?

Если вы проходите эти проверки, вы можете иметь уверенность перед Богом. В конце концов Иоанн написал, что сделал это, «дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13). Для вас нет причин проходить свой духовный опыт по свалкам, хотя тысячи христиан так и делают. Пожалуйста, не будьте одним из них.

Источник